В начале XV века на территории Тюменской и Свердловской областей, а также чуть дальше на запад начали образовываться татарские, вогульские и остяцкие княжества. Это происходило из-за развития международной торговли мехами. Доподлинно известно, что Табаринская волость занимала земли в устье Иски.
Мало кто знает, но старое название Иски (притока Тобола) – Табара. Отсюда название вогульской волости, которая располагалась на территории современных Ярковского и Нижнетавдинского районов. Благодаря торговле пушниной властвующие князья становились сильнее и могущественней, но всё-таки были зависимы от Пелымского княжества.
В исторических источниках сказано, что столица Табаринской волости – Табаринский городок – находился в устье реки Иски, месте её впадения в Тобол. Если посмотреть на карту, то устье находится близ посёлка Шпалозаводского Ярковского района. Следовательно, столица находилась в тех местах. Известно, что боеспособное население Табаринской волости вместе с пелымскими соседями выступало против Великого Княжества Московского. В конце XVI века русские учиняют разгром Пелыма, после чего табаринские князья признают их власть.
Словарик
Ясак – в России XV – начала XX веков натуральный налог с народов Сибири и Севера, главным образом пушниной. С татарского и башкирского языков переводится как «подать, налог».
Об экономике жителей Табаринской волости сохранилось очень мало данных. Ещё до прихода Ермака вогулы занимались примитивным сельским хозяйством, а также были известны своими славными конями, за которыми приезжали различные богатые люди из других княжеств.
О населении Табаринской волости
Историк Сергей Бахрушин в книге «Остяцкие и вогульские княжества в XVI-XVII веках» пишет: «Русские впервые узнали об остяках (ханты) и вогуличах (манси) через посредство коми-зырян, живших на Печоре и Вычегде, как это видно из коми-зырянских названий: югра (егра, ханты) и вогулы (вэгул – дикий, манси), под которыми эти племена стали известны русским. Название вогуличей (вогулов) сохранилось и в позднейшее время для племён, обитавших на Туре, Тавде и Конде в Зауралье и в бассейне Камы на западе от Урала. Племенам же, известным раньше под именем Югры, с XVI века присваивается татарское название «уштяк» или «остяки». Трудность точного географического распределения народностей, называемых в актах вогуличами и остяками, заключается в случайности употребления обоих терминов. Русские плохо разбирались в племенном составе покорённых ими народов, а в отношении остяков и вогуличей это было тем более затруднительно, что и по языку, и по внешнему облику, и по быту они были близки между собою, и во многих местностях между ними произошло почти полное смешение».
Таким образом, нам не удастся определить достоверно, какие именно народности проживали на территории современного Нижнетавдинского района, но с уверенностью можно сказать, что управляли Табаринской волостью татарские князья – мурзы, а в их подчинении находились татары, вогулы, остяки и другие племена, которые русским собирателям ясака инициировать не удалось.
После похода Ермака в Сибирь жизнь местного населения сильно меняется. Многие снимаются с родной земли: татары перебираются ближе к Тоболу, а вогулы и остяки уходят на север. Начинают появляться русские поселения, в Сибирь для развития земель и хозяйства стекаются переселенцы, и край начинает утрачивать свои колоритные черты.
Сергей Квасов