#Нижнетавдинский #НижняяТавда  #Технология #Школьники

Подсвечники, матрёшки, конструкторы-пазлы, самолётики…  Полюбоваться ими можно в Нижнетавдинской школе, в кабинете технологии. Его хозяин — Юрий Антонов. Много лет он передаёт свои знания и умения ребятам.

Фото Сергея Киселёва.

Простая математика

— На самом деле здесь лишь часть наших работ представлена, — уверяет Юрий Анатольевич. — Некоторые на выставке в здании администрации района показаны. А большинство — на разных этажах школы и на школьном дворе красуются. Хотите посмотреть? — приглашает на мини-экскурсию. Журналистское любопытство не позволяет отказаться от заманчивого предложения.

— Мы с парнями санки, лавки деревянные да вот такие стенды мастерим. Очень нужная вещь для оформления. Сравните: этот — покупной, а рядом — самодельный. Видны отличия?

Как ни присматриваемся, их не замечаем. Настолько аккуратно выполнена работа!

– Если затраты подсчитать, выгода есть? — допытываемся.

– Давайте подсчитаем, — интригующе улыбается. — Фабричный стенд стоит около пяти тысяч рублей. На материалы уходит в среднем 800 рублей. Простая математика. Нужны ещё примеры? Пожалуйста. Подставка для цветов, в два-три яруса. Цена в магазине — 5-6 тысяч. Мы потратили на одну 600-700 рублей. Ощутимо?! Безусловно. Почему так мало? Просто использовали «бэушный» материал: сломанные парты и шкафы. Докупить пришлось металлические конструкции, клей.

– И в каком классе мальчишки подобные работы выполняют?

– В шестом-седьмом. Такие вещи для дома можно сделать: технология изготовления проста. А если ещё и продать подставку удастся, пусть даже гораздо дешевле, чем в магазине, оценит и практическую пользу от урока технологии. На этом предмет и держится: научить ребят зарабатывать своим трудом. Сейчас в Интернете много информации о 3D-принтерах. Прекрасная машинка. Но… важно уметь и руками работать. Нужно для начала натереть на них мозоли — потом уже и высокие технологии осваивать.

– Сами для дома, для семьи что-то делаете?

– Эх… Сапожник без сапог — пословица про меня. Лет 12 назад сделал дома подставку для цветов. Понадобился образец — унёс её в школу. Повторить так и не сподобился.

труд дети

Тренировка для рук

Пока беседуем, в кабинет подтягиваются ребята. «Продолжайте то, что делали на предыдущем занятии», — даёт задание учитель. Через минуту-другую работа кипит — любо-дорого глянуть.

– Уроки технологии нравятся? — пристаю с расспросами.

– А как же! — словно сговорившись, отвечают хором.

– Для рук тренировка хорошая. Здесь подучишься с инструментами обращаться, дома закрепишь, когда родителям помогаешь, — со знанием дела рассуждает Максим Кукарский (8-й класс). — Мы недавно с папой будку для собаки мастерили. Хорошо это — знать, как правильно молоток держать.

Ученики Антонова со слесарными инструментами обращаться точно умеют. Вот взялись санки да оленя, колодец делать для оформления школьного двора. Здесь на зиму поселились сказочные персонажи из снега и даже из пенопласта. Фигуры вырезали для подстраховки, вдруг зима малоснежная будет… Зато неожиданное потепление этим постояльцам не страшно.

– Летом двор не менее красив, — уверяет собеседник. — Потому что много газонов. Что обычно рядом с ними видим? Устрашающие таблички: «По газонам не ходить!» Но это же неправильно. На зелёной травке так хочется отдохнуть — посидеть с книжкой или прилечь, разглядывая облака. Мы и хотим сделать особенный газон, тематический — в стиле парка Юрского периода. Динозаврики, люди первобытные с пиками, тропиночки… Наполеоновские планы! — смеётся Юрий Анатольевич.

Он — как театральный художник, придумывает для знакомого действа яркие декорации.

Опыт – великая сила

– Откуда идеи берёте?

– Сами приходят, — пожимает плечами. — Иногда возьму в руки досочку — и уже знаю, во что её можно превратить. Материал сам подсказывает. Только присмотрись-прислушайся. Опыт — великая сила. Я 25 лет в профессии.

Кем хочет стать, Антонов знал ещё мальчишкой. В четвёртом классе пришёл на урок труда (технологией он стал называться не так давно) — и влюбился в этот предмет. Общеизвестный факт: если занятия ведёт увлечённый учитель, не останутся равнодушными и ученики.

Учителем труда был ветеран Великой Отечественной войны, капитан запаса. Он вёл уроки так, что мальчишки не спешили после занятий домой, до позднего вечера задерживались в мастерской.

– Он давал нам свободу творчества! Это и привлекало, — вспоминает Юрий Анатольевич.

Своих ребят Антонов также не ограничивает в творчестве. Нужен, к примеру, в хозяйстве журнальный столик. Пожалуйста! Готовь проект, обосновывай — и приступай к работе: делай эскизы, чертежи… Учитель поможет, где нужно, подскажет.

– Ребятам часто говорю: технология — уроки жизни. Чему научились, так или иначе пригодится, — уверяет. — Кому-то поможет и с профессией определиться. Как мне в своё время… Кажется, я и родился с молотком и ножовкой в руках. С детства тяга работать с деревом была. В школе деревяшкой занимался и немного радиоэлектроникой. Сначала думал учиться на телемастера, даже сдал документы в тюменское училище. Потом заехал в Ишимский пединститут, пообщался со студентами — и забрал документы. Понял: не выйдет из меня телемастера, не моё это! Поступил в институт на индустриально-педагогический факультет (специальность «учитель труда и технических дисциплин»). Год учёбы — два года армии. Доучивался уже заочно. С 90-х работаю здесь.

– Почему Нижняя Тавда? Неужели распределение было?

– Какое там?! — удивлённо вскидывает бровь. — Девяностые… Что тогда творилось в стране! Диплом выдали — и то ладно, дальше ты в свободном полёте, устраивайся, как хочешь. Выбор, признаться, был небогатый. Родом я из Сорокинского района. Хотелось, конечно, вернуться в родные края. Но кого-то подсиживать или ждать, пока место освободится — не в моих правилах. В Нижней Тавде я мальчишкой бывал. Места очень понравились — природа изумительная, люди доброжелательные. Когда уже взрослым приехал, приняли меня прекрасно! Помогли с квартирой, с работой. Так и остался. Два года вёл в школе физику, четыре — черчение. Теперь только технологию. Сами видели, ребята с удовольствием приходят на занятия. Хотят и после уроков задержаться, что-то доделать, не возражаю.

О законе Ньютона и умении вязать носки

…Сегодня главными предметами являются математика и физика, русский язык и обществознание, биология, а вот технология… «Дети и так слишком перегружены. Зачем она вообще нужна?» — помню, пока сын учился в школе, родители на собраниях часто задавали этот вопрос. Одна из главных задач современной школы — подготовка учащихся к успешной сдаче ЕГЭ и поступлению в вузы и техникумы. Где, если не в школе, мальчишкам научиться, как пользоваться простой отвёрткой? Дома? На примере отца? Но родители нередко пропадают на работе допоздна… А если парнишку воспитывает одна мама?.. Уроки труда помогают взрослеть. Ребёнок необязательно станет, к примеру, математиком или химиком, а вот забить гвоздь в стену наверняка хотя бы раз придётся.

Пока писала материал, невольно вспоминала эпизоды с уроков домоводства в школе. Не всегда шла на них с особым восторгом. Порой утомляла необходимость делать выкройки, вязать носочки, таскать в школу несколько картошек или огурцов, чтобы вместе с одноклассницами создать очередной кулинарный шедевр. Тогда утомляло — сейчас радует! Со временем пришло понимание: умение связать шерстяные носки или красиво сервировать стол для посиделок с друзьями (этому, к слову, тоже учили!) в повседневности не менее важно, чем знание, к примеру, закона Ньютона.

Общеизвестный факт: если занятия ведёт увлечённый учитель, не останутся равнодушными и ученики.

Любовь Киселёва.

От Press