Не так давно в историко-краеведческом центре (с.Нижняя Тавда) состоялась выставка портретов самобытного художника Василия Маняхина. Назвать его любителем язык не повернётся, поскольку работы в его исполнении отличаются достоверностью и правдивостью.
Художественные способности проявились ещё в молодости. Лет тридцать назад Василий Маняхин нарисовал простым карандашом несколько портретов по фотографиям, но полностью посвятить себя этому делу не решился. Однако с годами интерес к искусству стал только усиливаться, чему способствовала и работа. Василий Васильевич содержал небольшой магазинчик, и свободные часы посвящал рисованию.
За несколько лет Василий Маняхин значительно усовершенствовал навыки. Зачастую он сравнивает портреты прошлых лет со свежими работами, отмечая, что они стали намного лучше. Недавно он нарисовал портрет известного актёра Ричарда Авидона, который поражает достоверностью, точностью и детальностью.
Постепенно увеличился набор приёмов и техник, используемых в живописи. Один из них – «сухая кисть». Чтобы написать картину таким способом, используется неразведённая краска, которая берётся на кисть и растирается по акварельной бумаге, имеющей шероховатую поверхность. Работа ведётся по принципу нанесения цветовых пятен, которые уточняются до тех пор, пока не проступят черты лица. Только настоящий художник может расположить эти пятна так, чтобы появилось изображение. Василий Васильевич пробовал рисовать и цветными карандашами, но столкнулся с серьёзной проблемой – карандаши неправильно передают телесные оттенки. Цвет кожи получается слишком красным или рыжим, что, естественно, портит портрет.
— Знаю одного художника, который маслом рисует портреты. Но, чтобы изобразить лицо, он делит фотографию на клетки, затем рисует их на холсте, после чего по клеткам собирает изображение. Мне такие мытарства не знакомы. Я вырисовываю один глаз, после чего пишу всё лицо человека, поскольку хорошо чувствую пропорции, — делится мастер.
— Какие навыки необходимо развивать, чтобы стать хорошим портретистом?
— Надо бы ознакомиться с пропорциями лица. Кое-какие расстояния должны быть одинаковыми, например, промежуток между глазами равняется размеру глаза, расстояние от подбородка до бровей равно ширине лица в самом широком месте. И таких пропорций много. Второй этап становления – это практика. Чем больше рисуешь, тем лучше получается. Чтобы понять уникальные особенности строения лица, можно карандашом измерить все расстояния (данный способ нельзя применить, когда мы рисуем с натуры).
За эти годы создано множество работ. Среди них портрет отца — Василия Дмитриевича в военной форме, брата, детей, друзей, семейных пар, односельчан и руководителей района, известных актёров, певцов и общественных деятелей или совершенно неизвестных, но фактурных людей. Никулин, Вицин, Моргунов, Есенин – кого только не рисовал Василий Васильевич!
— А бывают такие лица, которые трудно изобразить?
— Иногда сложно передать изюминку человека, ухватить те черты, которые делают его неповторимым. Помню, над некоторыми портретами я помучился!
В краеведческом центре состоялась выставка работ художника. На ней он представил портреты самых известных и узнаваемых людей. В результате появилась возможность ещё раз вспомнить тех, кто ушёл из жизни, и порадоваться за ныне здравствующих сограждан.
Отметим, что семнадцатилетняя внучка Лиза тоже увлекается рисованием, и её вдохновляет природа. Пейзажи в исполнении девушки приближаются к уровню известных авторов. Так что, может быть, через некоторое время мы узнаем имя ещё одного талантливого художника.
Сергей ГУБАРЕВ