На бухтальской улице почти напротив друг друга живут два брата – Валерий и Аркадий Новиковы. И каждого из них Бог поцеловал в макушку, наградив уникальным умением. 

Дом Валерия Николаевича Новикова издалека бросается в глаза. Он похож на боярский терем, украшенный со всех сторон деревянной «лепниной». Загляну к умельцу на огонёк и выспрошу, как он достиг такого мастерства?

Валерий Новиков открывает ворота, за которыми что ни угол, то произведение зодчества. По пути обращаю внимание на внутреннюю сторону дверей, на которой нарисованный волк из известного мультфильма как будто говорит: «Ты, это, заходи, если что!»

— Вы занимаетесь резьбой по дереву, откуда начинаются истоки этого мастерства?

— Как-то затеял я строительство дома. И захотелось мне, чтобы он выглядел красиво. Раньше я резьбой не занимался, правда, работал в лесной промышленности – был техническим руководителем лесопункта, а когда он закрылся, освоил профессию ведущего инженера в составе Тюменьдорстроя. И когда начал строительство, подумал: «Дай-ка я буду делать так, чтобы самому приятно стало, чтобы душа, глядя на деревянные кружева, могла развернуться».

— Как Вы освоили эту технологию?

— Думаю, что узоры я частью взял из детства. Моя мать выбивала рисунки на ткани и шить умела, наверное, эти орнаменты я подсмотрел из её работ. Сначала захотелось оформить в  резном стиле крыльцо. Нашёл подходящие узоры, нанёс их на дерево,  а потом обработал его электрическим лобзиком. Работа понравилась, и я решил украсить весь дом.

Теперь в подворье умельца не только крыльцо радует глаз, но и открытый балкон с резными колоннами, и кровля, и роскошные наличники, и забор, и гараж. Особенно привлекательны нарядные наличники, которые сочетают пропиленные лобзиком сквозные узоры, орнаменты, вырезанные ручной фрезой на определённую глубину, с круговыми элементами, исполненными резцом вручную.

От первого брата мы направились ко второму — Аркадию Новикову, ведь у него тоже имеется творческая жилка, иначе бы он не занимался редким в наших краях видом прикладного творчества. Бухтальский умелец выкладывает из соломы лики икон.

Плавая по северным рекам тюменской земли в качестве старпома, он встретился с художником, который научил его любить красоту.

— Приоткройте секрет, как Вы делаете иконы?

— Я использую овсяную или пшеничную солому. Предварительно её следует хорошо просушить. Затем этот ворох необходимо разгладить с помощью утюга, часть соломы – прижечь, чтобы получились тёмные оттенки.

Аркадий Николаевич проводил нас к рабочему месту, где он творит. На небольшом столике разложены резец, сделанный своими руками из обрезка ножа, почти законченная икона и несколько соломин, поблескивающих от уличного света.

— В качестве образца использую картинки. Затем карандашом переношу очертания святого на деревянную доску. Выкладывать начинаю обычно с нимба, потом оформляю лицо, одежды, последним делаю оклад в виде какого-либо орнамента.

Казалось бы, солома – незатейливый и грубый материал, который в пору бурёнкам давать, но если в неё вложить душу, то получается произведение искусства. Пока я рассуждаю  в уме, луч солнца падает прямо на лик, и соломины начинают сиять, как золотые пластинки. А я не могу оторвать глаз от этой красоты.

На стенах художника много образов. Здесь и Господь в терновом венце, и Матерь Божья Казанская, Серафим Саровский и Спас Нерукотворный. Это лишь небольшая часть коллекции, которая разошлась по рукам друзей и родственников. И я верю, что каждая из них висит на почётном месте, поскольку красота и любовь – это и есть Бог.

Сергей ГУБАРЕВ

От Press