В посёлке Торгили большие проблемы с водой, нас давно приглашали в гости. Едем на место. Цель №1 – увидеть проблему: послушать людей, побывать на насосной станции, попробовать водички из водопроводной сети.

«То нет воды, то грязь течёт из крана…»

Сначала заглянули в магазин – там всегда народ, послушаем.

Зулья Евдокимова, Ульяна Тандалова  в один голос:  – Из крана то грязь течёт, то совсем нет воды. Ни на еду не набрать, ни помыться, а со стиркой вообще проблемы – напора нет, машину не включить.. У нас колонок нет, только водопроводная сеть, а воды часто не бывает, особенно на вторых этажах, наберёшь, отстоится – лохмотьев ржавых полведра!

За несколько минут возле магазина уже собралась толпа народа, и каждый – о наболевшем.

Владимир Рассыхин:

– Я пятьдесят лет назад строил ЛПДС, здесь проживаю, дети, внуки здесь. Мы всегда были привязаны к станции, и воду оттуда подавали, и тепло, были перебои с водой, но не до такой же степени, как сейчас.

Больше полугода назад запустили свою насосную скважину – надежда у людей появилась. А что имеем? Пить, варить невозможно, стирать – проблемы. А ведь здесь 380 человек проживает.

Обращались в администрацию района, первый заместитель главы района Александр Ларионов дал письменный ответ: что установлена «станция подготовки питьевой воды с производительностью 50 м3 в сутки, при нормальном потреблении достаточно 39 м3». Сейчас качают максимальный объём, но  куда она уходит? Мы её не видим ни днём, ни ночью! Нет воды! На второй этаж практически не поднимается.

С весны три пожара было у нас. Три пожарных пришли, воду использовали, а в гидранте пусто, резервуара с запасом воды тоже нет.

Ирина Филатова – директор детского сада:

– Вода некачественная, порой её совсем нет, вчера не было, например. Набираем в баки, отстаиваем два – три дня, кипятим. Выходили с этим вопросом на начальника управления образования Рокину. С детьми ведь работаем.

Говорит народ о наболевшем

И не только высказывает проблемы, но и возможные причины такого дефицита чистой воды.

– Вода в квартиры доходит чаще всего как квас или чай – заварки не надо! Фильтры сразу забиваются. Я, например, открываю кран – часами гоняю. И не я один  так пропускаю. Счётчики у многих отсутствуют. Зачем мне счётчик, когда я раз в пять больше тарифа потребляю воды.

–  Коттеджи топит, в подвалах вода стоит, из подвала огород поливаю! Откачают, через день-два снова сырость. Весь переулок Дачный плавает.

– Зимой, с началом отопительного сезона, у нас горячая вода есть. Только перемычек всяких наварили, перепутали все сети – самодеятельность людская! 

Кто-то предлагает снова к ЛДПС присоединиться, кто-то – резервуар накопительный поставить, но чаще всего звучала мысль о том, что трубы надо менять – подземные коммуникации пришли в негодность, порывы чуть не каждый день то тут, то там.

Выходит,  новая насосная станция не справляется? Выдаёт воду без очистки?

Идём на станцию

Задача №2  – увидеть оборудование, определить (визуально и, если получится, на вкус) качество воды, которая уходит в посёлок, услышать мнение специалистов.

Станцию обслуживают два слесаря: Фёдор Кафанов и Александр Степанов.

– Здесь установлено дорогостоящее импортное оборудование, работающее в автоматическом режиме. Один из двух моторов  подаёт воду из скважины на очистку поочерёдно на четыре фильтра, станция второго подъёма (второй мотор) качает воду на посёлок после того, как дозатор подаст необходимый реагент.

Работает всё как надо – немцы делали оборудование. Вода грязная идти не может. Водички попросили – чистая, как слеза! Из квартирных кранов такая бы шла! В общем, здесь полный порядок.

– Отсюда вода идёт чистая, а дальше что? Мы врезались в старую водопроводную систему вот в этом колодце, что рядом. Обрезали трубу на 25, а там отверстие как электрод – шомполами пробивали,  – поясняет слесарь Кафанов.

– Протяжённость сетей – порядка семнадцати километров (подача плюс обратка без развязки по домам), и все коммуникации находятся в ужасно ветхом состоянии. Чтобы посёлок жил, надо что-то делать, подытожил общее мнение Владимир Рассыхин.

Идём в первый от станции дом

Проверять, так проверять. Попросили водички из крана, все попили – чистая, вкусная! Может, оттого, что первая на кольце?

Приняли приглашение на чай

Квартира Владимира Рассыхина – в самом центре посёлка, посмотрим, что здесь из крана бежит. А ничего! Нет воды! Владимир Николаевич при нас поменял фильтр – три дня и выбрасывать пора. В общем, картина на месте ясна. Едем к специалистам.

ООО «Тавда-Уют», генеральный директор Вадим Павлов

Задача №3 – узнать компетентное мнение о положении дел.

– Посёлок особенный. Был когда-то компактным. Постепенно производство ЛПДЛ «Торгили» расширялось, увеличивалось количество работающих – разрастался посёлок, строилось жильё, добавлялись индивидуальные застройки, куда бессистемно подводили тепло, холодную и горячую воду, канализацию. В результате четыре коммуникации оказались беспорядочно скомканными, перепутанными и со временем пришли в негодность,  – поясняет Вадим Петрович.

– На трассе настроили бани, гаражи, другие постройки, при порыве не подступиться.

С водой вопрос порешали – скважину сделали. Но если в домах краны открыты весь день, летники не выключаются, насосы не смогут выдавать безразмерный объём воды.

Задолженность за коммунальные услуги по Торгилям огромная!!!

Конечно, сети плохие, требуется их замена.

Мы обслуживаем то, что есть. Определённый опыт имеется, и я понимаю, что нужно приглашать специалистов, которые просчитают всё, появится проект, подрядчик,  и начнётся строительство. Моё дело – изучить то, что построят и обслуживать, понимая, что откуда и куда бежит.

Нужны совместные с администрацией района усилия.

Главный инженер ООО «Тавда-Уют» Жидов:

– Сети в эксплуатации с начала семидесятых, поэтому идёт вторичное загрязнение воды по трубам. Три года подряд пишу в администрацию района, что ветхие сети требуют срочной замены. Нужен проект по замене тепловых, водопроводных, канализационных систем.

Администрация Нижнетавдинского района, первый заместитель главы Александр Ларионов:

Задача №4 – услышать ответ государственного человека: когда и как будет решаться вопрос по воде в Торгилях.

–  Да, объект находится на балансе администрации, и мы понимаем, что нужен проект по замене старых коммуникаций. Проект будет дорогостоящим, но он нам нужен, чтобы потом обратиться в Главное управление строительства и департамент ЖКХ,  – поясняет Александр Иванович,

– И мы уже приглашали двух проектировщиков: один, изучив дело, сразу отказался, второй назвал астрономическую сумму за проект.

Проблема серьёзная, и решать её надо, и не участками ремонтировать, а менять в целом.

Мы думаем на этот счёт. Займёмся вплотную вопросом.

Выводы

Торгилинцы любят свой посёлок, как могут, украшают и благоустраивают его. У большинства есть работа, её гарантирует ЛПДС, функционируют социальные службы.

Мы удостоверились, что проблема с системой водоснабжения существует и что этот вопрос волнует не только селян, но беспокоит ООО «Тавда-Уют», обслуживающего объект, и находится на повестке дня районной администрации.

Значит, перемены к лучшему грядут – в Торгилях будут пить чистую воду!

Лидия ЛЕБЕДЕВА

От Press