Старинный тракт в губернию, а ныне в Тюмень! Сколько раз за вековое существование перекраивались твои вёрсты?! То выпрямляясь, то огибая гиблые места – топкие хляби болот, рямов, урманов, тянулись они до областной столицы.
В древности, до губернии путь был долог: только по зимнику на лошадях по двое-трое суток, с остановками на постоялых дворах (чайнухах), чтобы дать отдых усталым лошадям и ездокам.
…Сегодня едем в область в комфортном автобусе по асфальту, протянувшемуся на 75 километров. В поездках я всегда кручу головой то вправо, то влево, замечаю, что нового произошло на многовековом тракте, любуюсь красотой сибирской природы.
Вот оно – новшество! На выезде из Нижней Тавды установлен памятник крестьянству – дань уважения сельскому труженику. Честь и хвала тем, кто сеял хлеб вручную, и тем, кто стоял за сеялкой позднее. Их заботами, трудом, потом полита пашня, взращивающая хлеб насущный.
Самый тяжкий труд на земле – труд хлебороба – достоин доброй памяти потомков. Хлеб – всему голова! Сердечное спасибо главе района Валерию Ивановичу Борисову за понимание, доброе отношение к труженикам-земледельцам (земельникам).
Едем дальше вдоль придорожного леса: то соснового бора, то берёзовых рощиц. И кто же первым повесил яркую ленточку на высокую, разлапистую сосну, обозначенную в народе деревом «счастья»? Сосна сплошь покрыта ими, словно разноцветным платком. Даже лестница установлена к дереву, чтобы добраться до верхних веток. Добрый сей ритуал – никому не помеха, вызывает лишь нечаянную радость.
Впереди – старинная деревня Черепаново, названная в честь первых поселенцев – братьев Черепановых. Держали оба брата по ветряной мельнице, снабжая мукой всю округу, позднее их потомки продолжили мукомольное дело. Пришло время, Черепановых изгнали невесть куда, а их детище – крылатые мельнички канули в Лету. Крепким, трудовым народом славилась трактовая деревня, и жили здесь справно. И сейчас жива она, благодаря неустанному труду селян. Есть управа, медпункт, начальная школа, магазин.
Вон деревня Сосновка по левую сторону виднеется. Древний выселок по сию пору жив, симпатичными дачками обустроился, смотрит на тракт весёлыми оконцами. Здесь родился и некоторое время жил наш талантливый поэт Анатолий Кукарский, рано ушедший из жизни. Стихи его упоительные читаем, проводим встречи-знакомства с учащимися. Поэты, как звёзды небесные, загораются ярко, да светят недолго, оставляя своё творчество потомкам.
А вот деревня Крысова за хлебным полем спряталась. Население в основном чувашское. Легендарный Ермак Тимофеевич сказывал, что самые выносливые, трудолюбивые воины в его дружине – чуваши.
Легенда ли это или быль: поселился в давние времена на этом месте отшельник с православным именем Крысантий. С приходом первой чувашской волны в эти места отшельник попросил не селиться рядом с ним, а несколько подальше. Так и сделали понятливые чуваши. Крысантий пользовал больных ребятишек травами, заговорами, да и взрослый народ нередко обращался к целителю за помощью. Умер он незаметно, в одиночестве. Хоронили всей деревней. Где его захоронение – никто не указал, не помнят. От его имени пошло название деревни – Крысова. Поистине неисповедимы пути людские…
Приближаемся к большому селу Велижаны, ранее относящееся к Уральской, позже к Омской и, наконец, к Тюменской области. Райцентром числилось долго, пока не определили центром Нижнюю Тавду.
В старину славилось село трактовое купцами, зажиточным крестьянством – меценатами в строительстве школ, больниц и т.д. Живёт оно и сейчас справно, являя собою пример тому, что в любых трудностях можно и нужно оставаться на плаву. Речка Иска начало берёт в болотах у самой границы со Свердловской областью. Течёт на юго-восток по территории Нижнетавдинского района. Впадает в реку Тобол у села Артамоново Ярковского района. Самые гиблые, труднопроезжие места были на Велижанском тракте. Зимний путь был короче летнего, пролегавший через Салаирские Юрты, через Ахманы, через Бухтал к Велижанам и выходящие на выселок Тюнёвский. Объезд составлял 120 километров.
В 1938 году в Велижанском районе был создан леспромхоз шахтоуправления «Караганда». Он занимался заготовкой и вывозкой леса для нужд шахтостроения в Карагандинском каменно-угольном бассейне.
Страна строилась, и наш лес уходил на её большую стройку. В Великую Отечественную в леспромхозах «гнали» смолу на лекарства, дёготь для орудий, делали шпалы для ремонта разбитых железнодорожных полотен, заготовляли сено для конной военной кавалерии. Влево от Велижан, от мостка через речку Иску, на высоком её берегу открыта разведгруппой Тюменского государственного университета сенсация мирового уровня – памятник Велижаны-2. Находка эпохи меднокаменного века (энеолита). В раскопе рвы были наполнены черепками глиняной посуды, раздавленной толщей земли (5 тыс. лет всё же прошло). Руководитель археологической экспедиции Дрябина Л.А. объяснила, что нашлось святилище – обсерватория! Тайн у Велижанского святилища ещё много. Жаль не стало с нами Любови Александровны – человека, влюблённого в археологию.
Я побывала на том месте у высокой древней сосны, у закопанного до времени раскопа. Стояла в молчаливом преклонении. У таких объектов особая энергетика. В подобных местах происходят всевозможные аномальные явления. Я же ощутила это на себе. Не могла некоторое время двигаться и говорить…
В раздумьях незаметно оказались у выселка Тюнёвского. Так прежде оно называлось. Каким бы окольным путём не добирались до губернии, Тюнёво было не миновать. Некогда расторопный сибиряк Степан (фамилию не вспомню) открыл при дороге постоялый двор или чайнуху. Дело прибыльное для хозяина, а путникам – отрада: дать роздых лошадям, самим вдоволь чаю напиться из вёдерного самовара. Молва о Тюнёвском месте исстари шла нехорошая. Нечистым считалось это место, разбойным. Бор тёмный, глухой, притягивал к себе лихих людей из беглых, в народе прозванных «подорожниками». С топорами да ножами нападали на проезжие обозы, грабили, убивали путников, уводили лошадей. На торги крестьяне объединялись в несколько обозов, едучи на торжища ярмарочные с товаром. С приходом Советской власти разношёрстные разбойные банды-ватаги были выявлены и уничтожены. Молва людская до сего времени о «нечистом» месте жива. Сейчас село Тюнёво разрослось, живёт, как и многие другие, обыденной жизнью, но с надеждой на светлое будущее. А как иначе? Без надежды нельзя.
Возле озера Разбахта проходит граница между Тюменским и Нижнетавдинским районами. Установленный логотип (птица сибирский глухарь) – символ села Нижняя Тавда. Каким же красивым ещё недавно было озеро Разбахта! Гнездились здесь различные птицы: перелётные гуси, утки, даже лебеди опускались на воду отдохнуть от дальнего пути, подкормиться. Нет озера! На его месте – ржавая трава, хилые кустики.
Ухудшился водный режим многочисленных озёр, рассеянных по тарманским болотам. Они мелеют. В них исчезла рыба. Как вернуть былое? Наверное, никак, жаль.
Отрывок из книги А.Иваненко, автора «Истории автомобильных дорог».
«От северной окраины Тюмени проложен Велижанский тракт до села Нижняя Тавда (слобода Тавдинская). В XIX веке ездили далёкими окольными путями. Вдоль Туры (если ехать их Тюмени) до села Салаирского, там, по песчаным гривам, вдоль реки Ахманки пересечь Тарманское болото, которым Тавдинский край отгородился от Тюмени и добирались до с. Велижаны, а дальше до села Нижняя Тавда. Летом трактовая дорога представляла море грязи. В 1930 г. по Велижанскому тракту совершён пробный рейс Тюменского почтамта на автомобиле «Форд». До Нижней Тавды не добрались. В 1938 г. была построена колейная деревянная дорога от Караганды до Тюмени, чтобы вывезти лес. Несмотря на постоянный уход, дорога к 1952 г. пришла в полную негодность. Все старания пожирала болотно-урманная грязь. В 1953-1955 гг. по новому проекту М.Д.С-46 при непосредственном участии трёх районов: Тюменского, Велижанского, Нижнетавдинского построена дорога протяжённостью 82 км. Очередная реконструкция дороги проведена в 1975-1978гг. Земляное полотно отсыпано, уложен асфальт Тюменским линейным управлением автомобильных дорог, а так же Тюменским ДРСУ-1. Лишь в 1985г. асфальтовая дорога пришла в нормальное состояние.
Нижнетавдинские дорожники постоянно следят за её состоянием. Благодаря им мы едем по асфальтовой дороге с комфортом. Днём, иногда ночами в любую погоду они окажутся на своём посту. Спасибо им за то огромное. Вспомнились мои поездки в Тюмень на учёбу иногда на полуторке или бензовоз подвезёт, автобусы в плохую погоду не шли. Многострадальный наш древний тракт претерпел много лишений. Всё плохое позади, и вспоминать уже не обязательно.
Галина ДУБСКИХ
Р.S. О памятнике Велижаны-2 тоже можно рассказать много интересного. Но это уже в следующий раз.