Сельский предприниматель из Нижней Тавды добивается права владеть замусоренной землей. Для чего крестьянину свалка?
На 15 августа в Нижнетавдинском суде назначено рассмотрение заявления фермера Александра Бояринцева с требованием закрыть полигон твердых бытовых отходов и освободить землю. Фермер собирается пустить территорию в дело, а администрация сельского поселения Тюнево хочет оставить свалку. «Русская Планета» пообщалась с истцом, ответчиком и наблюдающими за спором местными жителями.
Главный вопрос
Александр Бояринцев, фермер из Тюнево, пошел в суд после того, как в марте 2014 года обнаружил на территории одной из своих пашен свалку. В 1991 году сельский предприниматель и его сын получили участок к юго-западу от Тюнево в собственность для ведения фермерского хозяйства.
– Когда в 1991 году начали раздавать земли всем желающим, посоветовавшись с сыном, мы взяли участок, — рассказывает Бояринцев, держа в руках документы на землю. — Давали же не только деревенским людям, но и пришлым, городским, таким как мы. В том же году нам дали свидетельство о праве собственности на четыре пашни.
В 90-х Бояринцевы взяли кредит на технику в банке «Дружба» и начали заниматься фермерством: выращивали картошку и продавали ее в Тюменской области. Спустя пять лет картофельный бизнес забуксовал: техника поизносилась, рынок сбыта сузился. И Бояринцевы забросили фермерство. Девять лет на пашнях ничего не выращивали, а в 2013 году на одном из участков начали расти горы отходов.
О том, что на его землю вывозят мусор, Александр Бояринцев, по его словам, узнал весной 2014 года. На территории было всего несколько пакетов, но фермер написал письма в управление Россельхознадзора по Тюменской области, главам Нижнетавдинского района и Тюневского поселения. Позже письма ушли губернатору и в прокуратуру Тюменской области.
В суде фермер встретился с главой администрации сельского поселения Тюнева Николаем Костко. С начала работы главой поселения для главы вопрос сельской свалки стоял очень остро: старый полигон ТБО с расширением административных границ Тюнево формально вошел в состав населенного пункта. Пользоваться им по санитарным нормам недопустимо. Николай Костко раскладывает на столе документы по стопкам.
– Уже сил нет, честное слово, говорить об этом. Было хорошо, если бы мы смогли официально оформить под свалку старый полигон, но он возник в 90-х годах, не был оформлен, а с изменением границ поселения, оказался вообще на территории Тюнево, что запрещено, — говорит Костко. — Я буду отстаивать этот новый полигон на территории бывшей пашни, считаю, что администрация права. Нигде прав господина Бояринцева не нарушили. Свалка нам жизненно необходима, у нас перерыв был между закрытием старой и открытием новой в несколько недель, так мусор был в соседних лесах, к старой свалке привозили. Если этот полигон закроют, ближайший будет городской, но туда никто возить не будет — далеко, в бюджете нет денег. Это будет катастрофа местного масштаба.
Николай Костко вспоминает, как в феврале 2014 года прибежал незнакомый мужчина, начал кричать, что новая сельская свалка находится на его земле. И через месяц пришел с документами, датированными 1991 годом.
– В них было сказано, что у него в собственности есть участок в четырех километрах к юго-западу от границ Тюнево. Если считать от границы поселения, то его участок должен быть дальше. Не ложится наша свалка в это расстояние. Я понимаю, что все возможно, в плане выдачи земли раньше было много накладок. Может быть, грубо скажу, но лезть на чужую землю никто не собирался. Естественно, мы все проверяли. На сегодня полигон оформлен официально, вывоз ТБО туда разрешен. За нами остается его обустройство, — объясняет Костко.
Александр Бояринцев категорически не согласен с главой администрации:
– Там земель других нет! Территория под свалку нужна была срочно, а тут мой участок близко, в 700 метрах от поселка, дорогу строить не нужно. К садоводческому хозяйству много лет назад проложили асфальт, недалеко от него и находятся мои участки. Администрации осталось только щебенки завести, а дальше идет глина – ни одна машина проехать не может, только я на тракторе и езжу.
В публичной кадастровой карте участок Бояринцева отмечен размыто, как и участок администрации. Правда, в случае с землей фермера не указано, кто является собственником этой земли.
При оформлении полигона администрация получила документ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Тюменской области об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.
– Я не знаю почему, в Росреестре нет данных, может быть потому, что межевание участка сделано совсем недавно, — говорит Бояринцев. — А с кем мне было раньше спорить? Никто не претендовал, да и рядом с моей землей нет никого. В этом году только замежевал, — отвечает фермер.
Продукты со свалки
Полигон ТБО находится в 700 метрах от границы сельского поселения Тюнево. Петр Архангельский, житель Тюнево, поехал на полигон вывести бытовой мусор, но до свалки он не доехал. За 20 метров до полигона ТБО дорога оказалась перегорожена бревнами, а на дереве висела табличка с надписью «Частная собственность». Это фермер Александр Бояринцев пытался остановить вывоз отходов на участок, который считает своим.
– Может быть, я только сейчас понял, что значит иметь землю, — рассуждает Бояринцев. — Съездил за границу, посмотрел на то, как там используют каждый метр, каждый гектар… А мы не ценим, что есть у нас земля, что ее нет. Теперь хочу использовать.
Как использовать, непонятно. Снова выращивать овощи точно не получится. Это признает и сам Бояринцев («что я буду говорить людям, что это продукты с экологически чистой свалки?»). И тем не менее за рекультивацию своих пашен предприниматель и его сын уже взялись. За то время, пока участок не использовался Бояринцевым, на полях выросли сосны. По оценке специалистов, им больше двадцати лет. Но теперь Александр вместе с сыном расчищают участки от деревьев и кустарников.
Муниципальный служащий Костко видит в том, как сейчас выглядят бывшие пашни, лишнее доказательство своей правоты:
– Если земля в собственности, как допустили, чтобы участок так зарос? Кроме прав на селхозземлю у человека есть и обязанности, он эту территорию должен поддерживать в пригодном состоянии, — говорит глава поселения.
Представитель юридической фирмы «Западная Сибирь» Игорь Жемелинских думает, что суд выиграет бывший фермер:
– Споры между администрацией и собственником по вопросу земли происходят очень часто. Наши граждане не сразу озадачиваются вопросом приведения документов в добросовестный вид. Первым делом нужно проверить все документы: это и свидетельство на собственность, и кадастровый паспорт, и посмотреть межевание. Да, бывают случаи, когда администрация передает часть участка в аренду, так как по документам данная земля значится свободной. Но если возникает такой спор, следует обращаться в суд, как ни сопротивляется администрация, в большинстве случаев правосудие будет на стороне собственника.
Каждый четверг по поселку Тюнево проезжает грузовая машина, в которую собирают мусор со всех участков поселка.
– Сегодня нет никаких проблем со свалкой, — говорит житель Тюнево Сергей Николаев. — Каждый четверг проезжает машина и собирает мусор. Запаха от свалки никакого нет, воду мы берем с водозабора, так что она не влияет на нас. А насчет того, чья там территория, мы не знаем.
У постоянных и сезонных обитателей Тюнево претензий к свалке нет. Мусор вывозят вовремя, плату за это не берут, а от близкой свалки никаких неудобств. Тем временем Александр Бояринцев без всякой поддержки со стороны местных и при полном неодобрении местных властей защищает свое право собственности. А здешнего главу Николая Костко волнует вопрос, куда вывозить мусор из поселка в том случае, если суд встанет на сторону фермера.