Дело о выплатах на погибшего участника СВО. Достанется ли отцу, бросившему сына, его наследие?
Гражданка обратилась с иском к бывшему мужу, который не воспитывал сына, тем не менее претендовал на деньги, назначенные государством членам семьи военнослужащего в результате его участия в специальной военной операции на Украине и гибели при исполнении служебных обязанностей.
Суть судебного иска.
Женщина по имени Татьяна подала в суд иск на бывшего супруга Константина о лишении права на выплаты в связи с гибелью военнослужащего сына.
Эти средства складываются из страховой суммы, единовременного пособия, региональной единовременной выплаты и ежемесячного пособия в размере 5 000 рублей.
Татьяна – мать рядового, проходившего военную службу в Вооружённых Силах РФ (войсковая часть № 90600) на территории Украины, Донецкой и Луганской Народных Республик. Она категорически не согласна, что биологический отец был намерен обратиться за выплатами, хотя никогда участия в воспитании сына не принимал.
В 2013 году ответчик в связи с совершённым преступлением был приговорён к исправительным работам на шесть месяцев.
В 2022 году Татьяна узаконила свои отношения с Александром К., одной семьей они живут 13 лет.
Поэтому мальчика с восьмилетнего возраста воспитывал отчим, заботился о нём, считал родным сыном, материально обеспечивал ребёнка, супругу и совместную дочь, в то время как родной отец участия в его воспитании не принимал и уклонялся от уплаты алиментов, о чём свидетельствуют данные исполнительного производства.
Поисками тела погибшего бойца на протяжении трёх месяцев занималась самостоятельно мать, она же вместе с мужем его и похоронила. Поэтому женщина просит суд лишить биологического отца права на выплаты.
Обстоятельства непростого дела.
В ходе суда истица рассказала, что Константин Я. с рождения сына вёл разгульный образ жизни, злоупотреблял спиртным, судьбой сына и его здоровьем не интересовался, эти и другие обстоятельства свидетельствуют о добровольном отказе ответчика от своих родительских обязанностей.
Ответчик в судебном заседании исковые требования не признал, при этом объяснил, что он, как отец, не лишён родительских прав, не ограничен в них, а также до настоящего времени выплачивает долг по алиментам в отношении сына Евгения.
Суд тщательно исследовал все свидетельские показания как со стороны истца, так и со стороны ответчика, проанализировал все представленные документы и дал правовую оценку данному случаю.
Установленная федеральным и региональным законодателем система социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, направлена на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь.
Также это выражение от имени государства признательности гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества.
Семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между её членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех её членов. При этом основной обязанностью родителей в семье являются воспитание, содержание детей, защита их прав и интересов.
Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребёнка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания.
Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении. Невыполнение родителями своих обязанностей, в том числе по содержанию детей, может повлечь для них установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий этой процедуры — утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
При указанных обстоятельствах, по мнению суда, имелись основания для лишения Константина Я. родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына. Указанное поведение ответчика, выразившееся в его фактическом отказе от исполнения родительских обязанностей в отношении сына, суд расценивает как обстоятельство, которое могло служить основанием к лишению ответчика родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына, что лишает ответчика статуса члена семьи военнослужащего, устанавливаемого с целью получения выплат.
Решение суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: иск Татьяны К. к Константину Я. о лишении права на выплаты в связи с гибелью военнослужащего удовлетворить и лишить ответчика права на них. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тюменского областного суда через Нижнетавдинский районный суд Тюменской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
В качестве заключения.
Специальная военная операция – это масштабное явление, которое оставит след в жизни общества на многие годы. Одним из её отголосков являются судебные дела, когда родственники не могут поделить выплаты по потере члена семьи, погибшего в ходе исполнения задач СВО.
Дело, рассмотренное Нижнетавдинским районным судом, оставляет неприятный осадок на душе. Антигерой этого судебного произведения долгие годы не думал о сыне, не заботился и не помогал материально, а вспомнил о нём, когда узнал о возможности получить выплаты, положенные родственникам по его гибели.
Из дела мы узнали, что лишь мать разыскивала сына, пропавшего на поле боя, она и отчим проводили его в последний путь. Сегодня Нижнетавдинский районный суд дал не только правовую, но и нравственную оценку недавним событиям: если родитель не любил, не боролся за счастье своего ребёнка, не разделял его радости и беды, то он не имеет законного и морального права претендовать на его наследие.