Notice: Function _load_textdomain_just_in_time was called incorrectly. Translation loading for the wp-edit-password-protected domain was triggered too early. This is usually an indicator for some code in the plugin or theme running too early. Translations should be loaded at the init action or later. Please see Debugging in WordPress for more information. (This message was added in version 6.7.0.) in /var/www/u8483085/data/www/sp72ru.ru/wp-includes/functions.php on line 6121

Notice: Функция _load_textdomain_just_in_time вызвана неправильно. Загрузка перевода для домена luckywp-cookie-notice-gdpr была запущена слишком рано. Обычно это индикатор того, что какой-то код в плагине или теме запускается слишком рано. Переводы должны загружаться при выполнении действия init или позже. Дополнительную информацию можно найти на странице «Отладка в WordPress». (Это сообщение было добавлено в версии 6.7.0.) in /var/www/u8483085/data/www/sp72ru.ru/wp-includes/functions.php on line 6121
О Кысыр-Ильясе, астана и многом другом - Нижняя Тавда сегодня

Продолжаем рассказ о нашей поездке в нижнетавдинское Заболотье

В прошлом номере нашей газеты увидела свет легенда о возникновении юрт Кускургульских, центральной фигурой которой является Кысыр-Ильяс. Это народный собирательный образ, который сформировался ещё до появления ислама у тюркоязычных народов. Сегодня мы расскажем о культе святого старца и многом-многом другом.

Кысыр-Ильяс у разных народов и даже у татар, проживающих в разных уголках нашей страны, известен и под другими именами: Хызыр-Ильяс, Хыдыр-Ильяс, Кыдыр ата, Кыдырата бабай и другими. Этот образ пришёл в Сибирь и другие районы из стран Ближнего Востока. Это собирательный образ, вобравший в себя черты разных мифологических персонажей. Его представляют благочестивым старцем, одаряющим счастьем и изобилием тех, кто воочию увидел его. До сих пор у многих тюркоязычных народов в повседневной речи остались заговоры и присказки, в которых фигурирует Кысыр-Ильяс. В основе данного культа лежат представления о духах – покровителях природы, и святой старец в большинстве случаев считается духом дороги. У башкир, к примеру, сохранилось вот такое пожелание: «Пусть попутчиком тебе будет Хызыр-Ильяс!»

В татарских сёлах Нижнетавдинского района отголоски культа Кысыр-Ильяса сохранились до наших дней. В Кускургуле, к примеру, до сих пор верят, что он иногда является людям то в образе путника (старца), то в образе какого-либо животного или птицы белой окраски. Когда сибирские татары приняли ислам (на эту тему мы поговорим подробнее несколько позже, так как появились факты, утверждающие, что мусульманская религия пришла в Сибирь ещё до великого похода шейхов-миссионеров из Бухары), то все тенгрианские (языческие) понятия тесно сплелись с мусульманскими. Каждую пятницу правоверные мусульмане собираются на коллективную проповедь – джума – и теперь верят, что Кысыр-Ильяс чаще всего может явиться человеку именно в пятницу. В Средних Тарманах, как рассказал мне один знакомый, тоже сохранился культ святого старца. Когда семья принимается за трапезу, принято позаботиться о том, чтобы еды хватило не только на всех домашних, но и для Кысыр-Ильяса, то бишь – случайного гостя. Святой старец у многих народов считается духом дороги, вечным путником, и он в любой момент может постучаться в дом. В таком случае его обязательно нужно угостить, не то на семью обрушатся несчастья (как в легенде о селе Куль-Авыл).

В основе культа лежат представления о духах – покровителях природы и культурных объектов. Чаще всего Кысыр-Ильяс предстаёт добрым духом, но способным наказать. Как я уже говорил, он считается духом дороги, и тому в подтверждение – сохранившиеся в разных уголках России напутствия, заговоры и молитвы перед дорогой. В Астраханской области говорят так: «Где бы ни были наши дети и родственники, пусть попутчиком им будет Хызыр-Ильяс! О, Всевышний, помоги пройти им путь без несчастий!» А в одной деревеньке Татарии говорят о том, что святой старец может влиять и на погоду: «Когда бывает хорошая солнечная погода, то говорят, что Хызыр-Ильяс потряс своей плетью». В некоторых областях местом обитания старца называется поле, и перед началом сельскохозяйственных работ следует обратиться к нему: «В поле ходит Хызыр-бабай; когда выходишь в поле, нужно сразу же помолиться». В средней полосе и некоторых районах Сибири верят, что Кысыр-Ильяс может предотвращать болезни и бедствия, приносить достаток и помочь в самых безвыходных ситуациях.

О встрече Кысыра и Ильяса. У многих тюркоязычных народов сохранился праздник под названием Хедерлез (Хыдырлез). Он посвящён завершению весенних полевых работ и празднуется в начале мая, когда появляются первые всходы. Широко отмечается крымскими татарами и гагаузами – тюркоязычным народом, компактно проживающим на Балканском полуострове. Последние, кстати, исповедуют православие и отмечают праздник в День Святого Георгия Победоносца, но под древним названием.

А название праздника как раз включает имена мусульманских святых – Хыдыра и Ильяса, образы которых сплелись воедино у ряда тюркоязычных народов, у сибирских татар в частности. Первый является проповедником, всячески помогающим людям, и ему дарована вечная жизнь. Второй – один из пророков, получивший от Всевышнего власть над громом. Он хранит источники, оберегает скот, защищает людей на воде. По легенде, святые Хыдыр и Ильяс непрерывно путешествуют по всему свету, помогая людям. Хыдыр начинает обход земли с востока, а Ильяс – с запада. Встречаются они в той точке земли, где уже завершились хозяйственные работы и началось пробуждение природы. Именно в день встречи пророков и отмечается Хедерлез.

Этот день наполнен массовыми гуляньями. Хозяйки выпекают различные блюда, на центральной площади деревень и сёл разжигают костёр, и все прыгают через него, проводят различные соревнования, в том числе и по национальной борьбе и конным скачкам, девушки гадают. Завершается празднование танцем вокруг костра.
В Нижнетавдинском районе Хедерлез как таковой не сохранился. Но зато широко и ярко заявляет о себе Сабантуй. Раньше этот праздник отмечался в конце апреля, ознаменовывал начало весенних полевых работ и по смыслу очень похож на Хедерлез. Труженики заканчивали сев и могли немного отдохнуть. Сопровождается он также национальной борьбой, скачками и народными забавами.

Астана в кускургульской традиции. Ранее на страницах нашей газеты мы рассказывали о Конченбургской астана – захоронении шейха Абдул-Менафа, который в составе огромной делегации из Бухары привёз ислам сибирским татарам и почил на нижнетавдинской земле. Вокруг Кускургуля тоже есть места, которые местные жители называют астана, но там покоятся не шейхи-миссионеры. Как правило, астана – священные, заповедные места – располагаются на местах бывших некогда деревень или кладбищ. Округ Кускургуля были такие поселения: Куль-Авыл, Кышлау, Яман-Аул, Нымых-Тар, Курман-Тар, Ягуль и другие. Кускургульцы называют их астана, и просто так туда ходить не разрешается.

Если же охота или поход за ягодами привели кого-либо в заповедное место, надо дать садака – некое подношение, будь то монета, конфета или нечто иное. Кто-то произносит молитву. Кускургульцы верят, что на месте астана живут духи, и прежде чем ступить на их территорию, необходимо их задобрить. Вообще, о духах можно поговорить отдельно, так как тенгрианские представления присутствуют в жизни сибирских татар и сейчас. У каждой реки, у каждого озера, болота или пруда, у каждого леса, у каждого поля есть свой дух-хранитель. Эти представления основаны на уважении к матушке-природе, и человек должен быть гармоничной частью этого мира, а не перестраивать его под себя.

Сердце Кускургуля. Когда-то, ещё в первой половине XX века, здесь стояла красавица-мечеть. С приходом советской власти здание стало обслуживать совершенно другие интересы. В годы Великой Отечественной войны всё вернулось на свои места, вновь начало работу медресе, но в скором времени мечеть обветшала, и сегодня остались только обломки, с каждым днём всё дальше уходящие в небытие.

В июне 2022 года уроженец Кускургуля, депутат Антипинского сельского поселения Андрей Халилов открыл сбор для строительства мечети. Святыня будет располагаться неподалёку от старого здания, и работы там идут полным ходом. Строение уже принимает определённые формы: в январе активисты занимались половым покрытием, а в начале февраля здание будущей мечети присоединено к электрическим сетям.

Работы, конечно, предстоит ещё много, но дорогу осилит идущий.

Настоящий ресурс использует сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика. Продолжая использовать ресурс, вы автоматически соглашаетесь с использованием сервисом Яндекс.Метрика файлов "cookie" с целью сбора технических данных посетителей для улучшения качества обслуживания. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи "cookie", будет передаваться Яндексу и храниться на серверах Яндекса в РФ. Вы можете отказаться от использования "cookie", выбрав соответствующие настройки в браузере.
Закрыть