В Антипино стоит дом, стены которого сохранили элементы кармацкой росписи
Старый дом на улице Горького в Антипино в 2020 году потерял хозяйку, и дочь решила его продать. Приобрёл дом человек из областной столицы, сразу решивший облагородить внутреннее убранство. Сбил штукатурку со стен, а там всё в цветах…
Под закат февраля в компании заинтересованных людей из Тюменского музейно-просветительского объединения и нашего историко-краеведческого центра удалось выбраться в небольшую этнографическую экспедицию в Антипино. Областные гости интересовались историей села, бытованием крестьян, местными легендами, а причиной поездки стал именно дом, в котором обнаружилась кармацкая роспись. Здесь нашим гидом и рассказчиком была Галина Решетнёва, которая родилась и выросла в этом самом доме, но даже не подозревала о том, что под штукатуркой хранится история.
– Дедушка перевёз дом из Карачино в начале XX века, – делится Галина. – Расписывался он однозначно там. Жаль, но никаких сведений об этом не сохранилось. В моём детстве только на потолке были видны большие красные цветы, по половине метра в диаметре. А стены уже были под штукатуркой, и ни мама, ни бабушка не рассказывали о росписи.
Новый хозяин в настоящее время проживает в областной столице. Он не смог приехать в назначенный день, но сделал всё, чтобы мы попали внутрь и своими глазами увидели расписные стены. На каждой из них нарисованы цветы, кое-где – букеты в вазах. Преобладают синие и красные цвета. У мастеров была традиция: оставлять своё имя (вероятно для того, чтобы гости дома увидели художества и, захотев себе такие же, обращались к работавшему мастеру). На одной из стен разборчиво написано: 1892 год, красил Василий Ильин. В таблице населённых пунктов, где проживали красильщики, такого человека не значится. А на противоположной стороне ещё одно имя – Константин. Вероятно, работало два мастера, но кто они – исследователи пока не знают. Представители Тюменского музейно-просветительского объединения сняли видеосюжет с Галиной Решетнёвой, а также всё тщательно сфотографировали.
Что за роспись такая? Кармацкая роспись по дереву – самобытное явление Сибири и Урала. Её относят к локальной ветви урало-сибирских росписей живописного типа. Уникальность росписи – в использовании на кисти двух цветов красок. Двухцветный мазок с белильной разживкой позволял росписи быть живописной и маховой. Мастера сами готовили масляные краски, используя местные минеральные и растительные пигменты. Гамма росписи была ограничена несколькими цветами: красным, жёлтым, синим, зелёным, изредка – тёмно-коричневым и фиолетовым. Обязательны были белый и чёрный: первый – для моделировки форм, второй – для приписок и графических элементов. Использовались несколько оттенков краски: от тёмно-коричневого до терракотового для фона.
Тюменская (кармацкая) роспись по дереву является русской свободно-кистевой маховой росписью. Выполнялась масляными красками по дереву с использованием приёма двойного мазка. Росписью занимались крестьяне. Мастера расписывали интерьеры крестьянских домов и деревянную бытовую утварь. Ареал распространения промысла – от Урала до Алтая. Мастеров знали как «кармаков», «кармацких петушников», «тюменских красильщиков».
Почему кармацкая? Название роспись получила в честь речки Кармак, которая протекает на территории современного Тюменского района неподалёку от границы со Свердловской областью. Именно в деревнях, располагавшихся в её бассейне, проживали известные мастера. Красильный промысел существовал в Тюменском уезде более 300 лет, а его расцвет пришелся на конец XIX и начало XX веков. По данным сводки о ремесленниках Тобольской губернии за 1887 год, в Тюмени насчитывалось 34 маляра, в Тюменском уезде – 35. Но уже в 1910 году более 300 красильщиков из уезда отправлялись на заработки расписывать дома в разных районах. Кармацкие (тюменские) мастера расписали тысячи сельских домов в Сибири и Зауралье в 1870-1930 годах. В декабре прошлого года технику тюменской (кармацкой) росписи по дереву внесли в Реестр объектов нематериального культурного наследия Тюменской области.
Сохранить и приумножить. С началом XXI века в Тюменской области всерьёз задумались о сохранении нашей росписи. В областной столице этим занимается художник Ольга Отраднова, которая разработала и продолжает разрабатывать целый ряд современной продукции с тюменской росписью. Она овладела данной техникой и теперь наносит узоры на броши, женские сумки и домашнюю деревянную утварь. Участвует в различных выставках, всячески популяризирует роспись, создавая настоящие шедевры.
Это ещё одно обращение к разговору про отличительную особенность региона – тюменская (кармацкая) роспись может стать новым брендом. Множество материалов с росписью хранят Нижнесинячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства (Свердловская область), музейный комплекс имени И. Я. Словцова, Ялуторовский музейный комплекс, Успенский краеведческий музей имени Г. Я. Сотникова, Исетский народный краеведческий музей имени А. Л. Емельянова, частный музей истории крестьянского быта в деревне Насекиной, мастерская-музей Быковой В. И., музей отеля «Восток» в Тюмени и Бердюжский историко-краеведческий музей. Это конкретно наше культурное наследие, которое следует ценить и оберегать.
Что же дальше? Обнаружение дома с расписанными кармаками стенами в Нижнетавдинском районе – событие уникальное. Радует, что новый хозяин проявил интерес к росписи. Но судьба дома остаётся тайной за семью печатями. Может, там будет функционировать частный музей? Что ж, будущее покажет.
А мы будем внимательно следить за ситуацией и обязательно расскажем вам о новостях полуторавекового домика на улице Горького в селе Антипино.