В Красном Яре живёт полевод Валерий Кнакнин. Он держит собственную пилораму, один из немногих в районе возделывает рапс и подумывает о выращивании редиса.
Ставка на рапс
Посевная у него началась рано. Уже седьмого мая здесь занялись рапсом, потому как культура вызревает долго. На 17 мая работы практически завершены. Как признался полевод, выбор неслучаен, потому что цена выгодная и проблем с реализацией нет, Заводоуковский маслозавод с удовольствием принимает сырьё. Крестоцветную культуру глава хозяйства возделывает второй год:
– Остановился на рапсе из-за стоимости. В прошлом году его закупали по 46 тысяч рублей за тонну, а пшеницу – по 15. Но в 2021 подкачала урожайность. Посевы взошли в три яруса, много было подгона, – рассказывает полевод.
Поэтому глава хозяйства развивает это направление. Если в прошлом году рапс занимал 50 га, то в этом площадь посевов увеличилась в два раза.
Для обеспечения агротехнологии используется зернотравяная сеялка, соединённая с дискатором в общий агрегат, что позволяет провести обработку почвы и высев за один проход сельхозмашины. А ещё требуется протравка против многочисленных вредителей, скрывающихся в полях и окрестных колках.
Вторая возделываемая в хозяйстве культура – это пшеница, расположенная на 150 гектарах, но её экономическое значение не так велико.
Когда редиска – не нехороший человек, а овощ
Чтобы выжить, Валерий Кнакнин не устаёт экспериментировать. Есть у него голубая мечта, которую он озвучил нам с агрономом управления сельского хозяйства Юрием Пелевиным:
– Подвернулся тут один «авантюрист» и предложил совместный бизнес по выращиванию редиса. Дело это непростое. Необходимо проследить, чтобы жучки не сожрали, выкопать, вымыть, затарить в тёмные пакеты и реализовать в короткие сроки. В планах попробовать засеять два гектара, только вот напарник всё семена не везёт.
– А, между прочим, с семенами сейчас напряг, – заявляют в два голоса глава хозяйства и агроном Пелевин. – Дошли до того, что их к нам везут из Индии, но и там на границе возникла проблема.
Кстати, недавно в управление сельского хозяйства пришло письмо из департамента с просьбой обеспечить семенами овощных культур далёкое государство Чили. Индейские братья теперь наши партнёры!
Маленьким тяжелее
В хозяйстве Валерия Кнакнина есть пилорама, переживающая не лучшие времена. В первую очередь потому, что имеется проблема с сырьём. В условиях, когда производства-гиганты арендовали-оккупировали все подходящие вокруг участки и выстригают их, как саранча, кругляк приходится покупать у них же, но по высокой стоимости или договариваться о субаренде. В результате куб необработанного леса стоит восемь тысяч. Прибыли не хватает на содержание пилорамы и оплату труда работников. Итог – многократное удорожание стоимости всех материалов, нарушение логистических цепочек. Крупный строитель, который регулярно закупал пиломатериалы у Кнакнина, теперь сам сел в калошу. Сто его новеньких домов стоят пустыми, а раньше шли как горячие пирожки. Поэтому пилораму, видимо, придётся закрыть.
Когда я был на ней, то видел промышленный пейзаж: гора срезки уходила в сумрак леса и не было ей конца. Валерий Павлович объяснил, что срезку он использует для зерносушилки, работающей на дровах. Но остаётся очень много. Потребители её не покупают из-за удалённости лесопилки, большого количества конкурентов в одном населённом пункте и нецелесообразности её использования. Пока привезёшь, пока перепилишь, а жара мало.
– А вы под какое-нибудь субсидирование попадаете? – интересуюсь у предпринимателя.
– Не подхожу по условиям. Нет нормальной бухгалтерии, оборотного капитала, чтобы закупить, к примеру, удобрения, а потом предоставить отчётность.
Отсутствие поддержки не даёт сделать рывок вперёд и выбиться в крупные хозяйства. А в бизнесе так устроено, что либо ты движешься вверх, либо идёшь вниз.
Лишь бы у Валерия Кнакнина не пропал оптимизм, который не даёт ему опустить руки.