«Но если есть в кармане пачка сигарет, значит, всё не так уж плохо на сегодняшний день», — пел легендарный Виктор Цой. Пенсионеру из Черепаново, с его слов, перестали продавать сигареты в магазине, потому что он «нажаловался» в редакцию на дороговизну сахара.

Статья, о которой идёт речь, вышла в газете от 15 марта 2022 года. Со слов Виктора, продукты питания он может приобрести в другом магазине, а вот «курительные палочки» продаются только в одном месте, там же, где он высказывался по поводу высокой цены на сахар. Он рассказал, что зашёл и попросил продавца продать ему пачку сигарет. А женщина в ответ припомнила ему историю с сахаром, заявила, что ничего больше не продаст, и в грубой форме велела идти восвояси. Мой собеседник утверждает, что был трезв и вежлив. Теперь за нужным товаром ему приходится приезжать в Нижнюю Тавду, а на пенсию не наездишься. Правомерно ли поступил продавец?

Эта история непростая, потому что она не только о правах и обязанностях, но и о человеческих отношениях. Мы поговорили со второй стороной действующего конфликта. Игорь Осипов, предприниматель, в чьём магазине пенсионеру не продали товар, пояснил: «Виктора никто не выгонял». После того, как хозяин магазина узнал о недоразумении (не от нас), он поговорил с продавцом. Женщина подтвердила лишь, что задала покупателю вопрос: почему он жалуется на цены в редакцию, и только. Виктор, с её слов, разнервничался, обиделся и ушёл.

Для сведения

Статья 456 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит, что продавец обязан продать покупателю товар. В случае отказа в обслуживании  для продавца может наступить ответственность в виде судебного разбирательства по инициативе второй стороны. Покупатель может сослаться на Закон «О защите прав потребителей» и на Гражданский кодекс. Согласно статье 445 ГК РФ, потребитель имеет право подачи в суд иска с требованием возместить убытки, причинённые ему необоснованным отказом. Он имеет право требовать компенсацию морального ущерба, размер которого определяет сам. Есть и возможность обращения с жалобами в региональное отделение Роспотребнадзора по телефону 8 (3452) 20-86-66.

Игорь Осипов добавил, что мужчину, как и любого другого покупателя, всегда готовы принять и обслужить в магазине при условии, если он не будет вести себя агрессивно по отношению к сотрудникам. В случае агрессии и противоправных действий со стороны покупателя продающая сторона по закону может отказать ему в обслуживании.

В подобных историях сложно докопаться до правды, потому что при возникновении конфликта между людьми каждая сторона озвучивает достоверные, по её мнению, факты. Выводы делать читателю, отмечу лишь, что сам Виктор рассказал о составленном на него административном протоколе по части 1 статьи 20.1 КоАП РФ. Если коротко – то это нецензурная брань в общественном месте, которая приравнивается к хулиганству. После того, как он посетил магазин и, не сдерживая себя в выражениях, возмутился ценой на сахар и экономической ситуацией в целом, к нему приехала полиция и выписала штраф. Это подтвердил и Игорь Осипов.

Со своей стороны предлагаю правовой ликбез.

Тварь я дрожащая или право имею?
Все отношения, возникающие в процессе торговых связей между продавцом и покупателем, регулирует Закон N 2300-1 «О защите прав потребителей», если дело касается физических лиц, и Гражданский кодекс Российской Федерации, если речь идёт о юридических лицах. Поставщик не вправе отказать клиенту в обслуживании, даже если тот неподобающе выглядит, находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Продавец может не отпустить товар в двух случаях: если он закончился, или (это важно) покупатель  совершает противоправные действия, напрашиваясь на вызов полиции. Dura lex sed lex, что в переводе с латинского означает «Закон суров, но это закон».

От Press