«Воспитатель года-2024» Ксения Зюзева развивает речь малышей многосюжетными виммельбухами
Ежегодно в декабре – феврале в детских садах Нижнетавдинского района проходят открытые мероприятия, мастер-классы, встречи с коллегами и членами жюри, чтобы в волнительный день заветная лента «Воспитатель года» оказалась на груди у лучшего из участников.
Отдавая малыша в детский сад, без сомнения каждый родитель мечтает, чтобы его чадо оказалось в добрых, ласковых и заботливых руках. В идеале закрыты должны быть потребности в безопасности ребёнка, обеспечение его полноценным питанием, организация воспитательной, образовательной и досуговой деятельности, формирование навыков социального взаимодействия и многое, многое другое – список каждый родитель уже составил в голове исходя из своих жизненных установок. Детским садам на протяжении последних лет уделяется пристальное внимание – это уже давно не места для элементарного присмотра за ребёнком, пока родители на работе. Дошкольное учреждение – первая ступень образования, потому очень важно, чтобы с малышами работали профессионалы.
Среди массы разнообразных способов организации повышения квалификации педагогов отдельной ступенью стоят конкурсы профессионального мастерства. Уже более десяти лет в Нижнетавдинском районе воспитатели детских садов наравне с учителями школ борются за право считаться лучшими в своей номинации и носить почётное звание «Воспитатель года». В этом году заветная красная лента досталась Ксении Зюзевой, воспитателю второго корпуса Нижнетавдинского детского сада «Колосок».
Будем знакомы, Ксения Витальевна!
Жизнь нашей героини связана с районом — детство её прошло в Мияссах, а начальные знания получены в стенах местной школы. Первое профессиональное образование Ксении оказалось далеко от педагогики – в Тюмени она получила специальность технолога сварочного производства. Опробовать профессию на вкус не удалось. Почему? Не растерялся Вячеслав Зюзев – молодой выпускник пожарно-технического училища. Он сделал предложение нашей героине, сразу после выпускного ребята поженились, а затем молодая семья переехала на Тюменский Север в город Пыть-Ях – сюда мужа направили по распределению. Здесь же будущий воспитатель освоила азы профессии, получила диплом и начала работу по специальности.
– У меня двое детей, – делится собеседница. – Оба они покинули среднюю школу с золотой медалью. Даниилу в этом году двадцать три, он с отличием окончил Тюменское высшее военно-инженерное командное училище, уже год живет в Москве и служит в органах госбезопасности. Полине – двадцать один, она студентка четвёртого курса Тюменского индустриального университета по направлению логистики.
Воспитание как дело всей жизни.
Большая часть сознательной взрослой жизни Ксении прошла на Севере. У неё семнадцать лет стажа, и всё – в детском саду.
– Мы с мужем переехали в Нижнюю Тавду из Пыть-Яха, где я тоже работала воспитателем. Разница, конечно, чувствуется. В городе у нас был большой сад, в двух корпусах которого насчитывалось 25 групп. Там были параллели, как в школе, – например, четыре подготовительные группы, четыре – старшие, и так далее. Здесь же группа разновозрастная, охватывает сразу три возраста. С одной стороны, мне легче, – малыши учатся от старших, перед ними всегда наглядный пример. Но серьёзных трудностей добавляет постоянная адаптация, – в этом возрасте малыши поступают на протяжении всего года, им, естественно, нужно очень много внимания. Это создаёт некоторые трудности в освоении программы всей группой.
Опыт участия в профессиональном конкурсе у воспитателя первый. Тут тоже сыграла свою роль специфичность территории, – в городских садах много групп, много педагогов, и, соответственно, желающих проявить себя тоже достаточно. В «Колоске» практически каждый педагог может похвастать опытом, зачастую весьма позитивным, участия в «Воспитателе года». Каждый из них находит свой уникальный метод в работе с детьми, изюминку, которая выделяет его в ряду профессионалов. Есть такая уникальная методика и у нашей героини, – она работает над развитием речи посредством многосюжетных картинок.
Педагогический апрель.
– У меня есть целый чемоданчик книг «Виммельбух» как зарубежных, так и отечественных авторов. Их уникальность – большая информационная насыщенность. Потому и работать с ними можно в различных направлениях: развивать речь, представления об окружающем мире, формировать математические способности, воспитывать усидчивость и прочее.
Воспитатель разработала ряд авторских методик работы с многосюжетными картинками, когда детям предлагается найти предметы на определённую букву, работа с окошечками-искалками, «замочной скважиной» и многое другое.
Проявить свои умения и отстоять честь района на региональном этапе конкурса предстоит уже в ближайшие дни. Ксения после победы в муниципалитете прошла курсы повышения квалификации на базе Тюменского областного государственного института развития регионального образования, пересмотрела подходы к организации деятельности, извлекла уроки из допущенных промахов и с волнением ждёт дня, когда познакомит с говорящими картинками городских малышей. Она уже не тот воспитатель, каким была несколько месяцев назад – её багаж пополнился новыми знаниями, в арсенале появились интересные методики работы с детьми, и, конечно, уверенности в себе после победы стало больше.
А ведь это и есть основная задача конкурса профессионального мастерства.