Продолжаем рассказ о нашей поездке в нижнетавдинское Заболотье
В прошлом номере нашей газеты увидела свет легенда о возникновении юрт Кускургульских, центральной фигурой которой является Кысыр-Ильяс. Это народный собирательный образ, который сформировался ещё до появления ислама у тюркоязычных народов. Сегодня мы расскажем о культе святого старца и многом-многом другом.
Кысыр-Ильяс у разных народов и даже у татар, проживающих в разных уголках нашей страны, известен и под другими именами: Хызыр-Ильяс, Хыдыр-Ильяс, Кыдыр ата, Кыдырата бабай и другими. Этот образ пришёл в Сибирь и другие районы из стран Ближнего Востока. Это собирательный образ, вобравший в себя черты разных мифологических персонажей. Его представляют благочестивым старцем, одаряющим счастьем и изобилием тех, кто воочию увидел его. До сих пор у многих тюркоязычных народов в повседневной речи остались заговоры и присказки, в которых фигурирует Кысыр-Ильяс. В основе данного культа лежат представления о духах – покровителях природы, и святой старец в большинстве случаев считается духом дороги. У башкир, к примеру, сохранилось вот такое пожелание: «Пусть попутчиком тебе будет Хызыр-Ильяс!»
В татарских сёлах Нижнетавдинского района отголоски культа Кысыр-Ильяса сохранились до наших дней. В Кускургуле, к примеру, до сих пор верят, что он иногда является людям то в образе путника (старца), то в образе какого-либо животного или птицы белой окраски. Когда сибирские татары приняли ислам (на эту тему мы поговорим подробнее несколько позже, так как появились факты, утверждающие, что мусульманская религия пришла в Сибирь ещё до великого похода шейхов-миссионеров из Бухары), то все тенгрианские (языческие) понятия тесно сплелись с мусульманскими. Каждую пятницу правоверные мусульмане собираются на коллективную проповедь – джума – и теперь верят, что Кысыр-Ильяс чаще всего может явиться человеку именно в пятницу. В Средних Тарманах, как рассказал мне один знакомый, тоже сохранился культ святого старца. Когда семья принимается за трапезу, принято позаботиться о том, чтобы еды хватило не только на всех домашних, но и для Кысыр-Ильяса, то бишь – случайного гостя. Святой старец у многих народов считается духом дороги, вечным путником, и он в любой момент может постучаться в дом. В таком случае его обязательно нужно угостить, не то на семью обрушатся несчастья (как в легенде о селе Куль-Авыл).
В основе культа лежат представления о духах – покровителях природы и культурных объектов. Чаще всего Кысыр-Ильяс предстаёт добрым духом, но способным наказать. Как я уже говорил, он считается духом дороги, и тому в подтверждение – сохранившиеся в разных уголках России напутствия, заговоры и молитвы перед дорогой. В Астраханской области говорят так: «Где бы ни были наши дети и родственники, пусть попутчиком им будет Хызыр-Ильяс! О, Всевышний, помоги пройти им путь без несчастий!» А в одной деревеньке Татарии говорят о том, что святой старец может влиять и на погоду: «Когда бывает хорошая солнечная погода, то говорят, что Хызыр-Ильяс потряс своей плетью». В некоторых областях местом обитания старца называется поле, и перед началом сельскохозяйственных работ следует обратиться к нему: «В поле ходит Хызыр-бабай; когда выходишь в поле, нужно сразу же помолиться». В средней полосе и некоторых районах Сибири верят, что Кысыр-Ильяс может предотвращать болезни и бедствия, приносить достаток и помочь в самых безвыходных ситуациях.
О встрече Кысыра и Ильяса. У многих тюркоязычных народов сохранился праздник под названием Хедерлез (Хыдырлез). Он посвящён завершению весенних полевых работ и празднуется в начале мая, когда появляются первые всходы. Широко отмечается крымскими татарами и гагаузами – тюркоязычным народом, компактно проживающим на Балканском полуострове. Последние, кстати, исповедуют православие и отмечают праздник в День Святого Георгия Победоносца, но под древним названием.
А название праздника как раз включает имена мусульманских святых – Хыдыра и Ильяса, образы которых сплелись воедино у ряда тюркоязычных народов, у сибирских татар в частности. Первый является проповедником, всячески помогающим людям, и ему дарована вечная жизнь. Второй – один из пророков, получивший от Всевышнего власть над громом. Он хранит источники, оберегает скот, защищает людей на воде. По легенде, святые Хыдыр и Ильяс непрерывно путешествуют по всему свету, помогая людям. Хыдыр начинает обход земли с востока, а Ильяс – с запада. Встречаются они в той точке земли, где уже завершились хозяйственные работы и началось пробуждение природы. Именно в день встречи пророков и отмечается Хедерлез.
Этот день наполнен массовыми гуляньями. Хозяйки выпекают различные блюда, на центральной площади деревень и сёл разжигают костёр, и все прыгают через него, проводят различные соревнования, в том числе и по национальной борьбе и конным скачкам, девушки гадают. Завершается празднование танцем вокруг костра.
В Нижнетавдинском районе Хедерлез как таковой не сохранился. Но зато широко и ярко заявляет о себе Сабантуй. Раньше этот праздник отмечался в конце апреля, ознаменовывал начало весенних полевых работ и по смыслу очень похож на Хедерлез. Труженики заканчивали сев и могли немного отдохнуть. Сопровождается он также национальной борьбой, скачками и народными забавами.
Астана в кускургульской традиции. Ранее на страницах нашей газеты мы рассказывали о Конченбургской астана – захоронении шейха Абдул-Менафа, который в составе огромной делегации из Бухары привёз ислам сибирским татарам и почил на нижнетавдинской земле. Вокруг Кускургуля тоже есть места, которые местные жители называют астана, но там покоятся не шейхи-миссионеры. Как правило, астана – священные, заповедные места – располагаются на местах бывших некогда деревень или кладбищ. Округ Кускургуля были такие поселения: Куль-Авыл, Кышлау, Яман-Аул, Нымых-Тар, Курман-Тар, Ягуль и другие. Кускургульцы называют их астана, и просто так туда ходить не разрешается.
Если же охота или поход за ягодами привели кого-либо в заповедное место, надо дать садака – некое подношение, будь то монета, конфета или нечто иное. Кто-то произносит молитву. Кускургульцы верят, что на месте астана живут духи, и прежде чем ступить на их территорию, необходимо их задобрить. Вообще, о духах можно поговорить отдельно, так как тенгрианские представления присутствуют в жизни сибирских татар и сейчас. У каждой реки, у каждого озера, болота или пруда, у каждого леса, у каждого поля есть свой дух-хранитель. Эти представления основаны на уважении к матушке-природе, и человек должен быть гармоничной частью этого мира, а не перестраивать его под себя.
Сердце Кускургуля. Когда-то, ещё в первой половине XX века, здесь стояла красавица-мечеть. С приходом советской власти здание стало обслуживать совершенно другие интересы. В годы Великой Отечественной войны всё вернулось на свои места, вновь начало работу медресе, но в скором времени мечеть обветшала, и сегодня остались только обломки, с каждым днём всё дальше уходящие в небытие.
В июне 2022 года уроженец Кускургуля, депутат Антипинского сельского поселения Андрей Халилов открыл сбор для строительства мечети. Святыня будет располагаться неподалёку от старого здания, и работы там идут полным ходом. Строение уже принимает определённые формы: в январе активисты занимались половым покрытием, а в начале февраля здание будущей мечети присоединено к электрическим сетям.
Работы, конечно, предстоит ещё много, но дорогу осилит идущий.