О буднях нижнетавдинского советника Ольги Кирилловой
Советник директора сегодня – ключевая фигура воспитательного процесса, рабочий функционал его максимально разнообразен. Чтобы получилась идеальная картина, важно собрать все детали пазла: наладить работу детского актива, найти педагогов-единомышленников, потрудиться над развитием воспитательной среды, возглавить первичное отделение «Движения первых» в своей школе.
Устоявшаяся тенденция последних лет – пристальное внимание к вопросам воспитания подрастающего поколения. Работа в данном направлении в образовательных учреждениях сегодня – это целый комплекс мероприятий, включающий, в том числе, внеурочные занятия, «Разговоры о важном», традицию подъёма Государственного флага и исполнение Государственного гимна в начале каждой недели, развитие воспитательной среды учреждений. С сентября 2023 года в штатное расписание каждой школы нашей страны введена должность советника директора. Между тем в Тюменской области уже третий год реализуется проект «Навигаторы детства», и специалисты по воспитанию вносят свой вклад в формирование личности каждого ребёнка.
О семейных ценностях не только в предстоящий Год семьи.
Ольга Андреевна Кириллова работает в должности советника с начала учебного года, но с Нижнетавдинской школой у неё давние отношения, – в далёком 1956 году её бабушка Крестьянинова Валентина Георгиевна по распределению переехала в районный центр из Псковской области, устроилась учителем физики, вышла за местного парня и так и осталась в наших краях. Сама Ольга родилась в Нижней Тавде и окончила 11 классов местной школы. Думала ли она в те годы, что станет продолжателем семейной педагогической династии? Нет. До выпускного класса она перебирала в мыслях разные профессии – одно время мечтала работать в милиции, затем захотела связать свою жизнь с нефтегазовой отраслью. А потом они с одноклассниками победили в конкурсе на лучший проект школьной столовой. В качестве приза – экскурсионная поездка в Тобольск с посещением местного педагогического института. Так счастливый случай помог будущему учителю истории определиться с профессией.
– Семья для меня – это не только любимая дочь и близкие, но и те, кого с нами рядом уже нет. Я искренне верю, что у того, кто не знает свои корни, нет будущего, – рассказывает Ольга. – Мы с дочкой очень любим книги. Когда она была ещё малышкой, мы читали «Детство» Ивана Сурикова, – там на картинке изображена бабушка на печке. Этот тёплый рисунок мы могли рассматривать очень долго. Как-то я рассказала Кире о прабабушке и прадедушке, рассказ настолько впечатлил дочь, что она с тех пор при вопросе о своей семье обязательно вспоминает и о них.
С прабабушкой и прадедушкой Ольги Кирилловой, кстати, так или иначе заочно знаком каждый житель нашего района, побывавший в «Сибирском подворье». Портреты Крестьяниновых Анатолия Никифоровича и Маремьяны Никифоровны много лет назад передали в местный музей, и сегодня они висят над кроватью, поддерживая антураж ушедшей эпохи.
– С появлением дочери у меня появилось много новых увлечений, – делится собеседница. – Я люблю читать, но времени всегда не находилось. Сейчас, казалось бы, его стало ещё меньше, но парадокс – растёт Кира, и растёт моя любимая домашняя библиотека. Я очень серьёзно отношусь к выбору книг, которые в неё попадут. Некоторые из них, например «Снежная королева», в нескольких экземплярах, иллюстрированные разными художниками, есть даже издания на английском языке. В октябре мы проводили в школе мероприятие, посвящённое Дню школьных библиотек. Часть своей коллекции я приносила на занятия с ребятами.
И чтец, и жнец, и на дуде игрец.
Когда ещё весной уходящего года директор школы Сусанна Калайчиева предложила нашей героине с нового учебного года попробовать себя в роли советника, она долго сомневалась. Одно дело – преподавание. Здесь, в своей стихии, всё знакомо и понятно, результаты своего труда можно оценить практически в реальном времени, да и почти двадцать лет стажа придают уверенности в собственных силах.
– Там, где что-то новое, немного страшно, но всегда интересно, – делится Ольга, новоиспеченный советник. – Мне нравится творчество в любых его проявлениях. На уроках истории всегда стараюсь внести разнообразие в процесс, добавить какую-то изюминку. Однако урок – это достаточно регламентированный формат взаимодействия. А вот в процессе воспитания есть огромное множество возможностей организации общения и достижения своих целей.
Среди задач, которые стоят перед современной школой и советником, – организация единой воспитательной среды. Создать её позволяет и разнообразие форм детских объединений, и включение в повестку «Движения первых», и участие в днях единых действий, календарь которых един для всех образовательных учреждений. На базе Нижнетавдинской школы сегодня функционируют школьный спортивный клуб, студия «Альфа», театр, музей, волонтёрские, тимуровские, юнармейские отряды и многое другое. Конечно, в такой большой школе руководит каждым этим объединением отдельный педагог, а в задачи советника входит привлечение большего количества участников, поддержка и методическое сопровождение педагогов. Потому за столь короткий срок наша героиня прошла не только курсы повышения квалификации по организации воспитательного процесса, но и приняла участие в региональном семинаре по организации театрального объединения, побывала на окружном слёте участников программы «Орлята России». Кроме того, являясь председателем первичного отделения «Движения первых» в своей школе, советник приняла участие в качестве организатора и участника целого ряда мероприятий районного и областного уровня.
Один в поле не воин, или о командной работе.
Чтобы специалист имел возможность максимальной включиться в работу, было пересмотрено распределение её нагрузки по основной должности – количество часов уменьшили, что позволило больше внимания уделять воспитательному направлению. Сегодня в школе создан целый штаб по воспитанию, – сюда входят директор, его заместитель по воспитательной работе, педагог-организатор, педагог-психолог, представители социальной службы и, конечно, советник.
– Мы активно ищем новые форматы работы, – рассказывает Ольга. – По дням единых действий нам приходит много интересных акций, творческих дел, необычных сценариев. Здорово, что наши дети имеют возможность быть на одной волне с ребятами всей страны. Между тем очень близки для нас и идеи, которые выносила наша команда. Всероссийские акции и проекты «Движения первых» дают возможность принять в них участие большому количеству детей. В рамках же своих внутренних форматов мы стараемся больше организовывать мероприятия с семьёй, с педагогами, – это здорово объединяет и способствует достижению наших целей. Моя главная задача на сегодня – собрать команду. И речь не только о педагогах (наш штаб уже сейчас очень мобилен и активен), а в первую очередь о ребятах. Конечно, с обучающимися выпускных классов проще, но сейчас мы стараемся активнее расширить команду активистов уже с пятых-шестых классов, а также планируем включить в работу ребят начальной школы из третьих и четвёртых классов через проведение «Классных встреч», школьную газету. Очень много планов, и ещё больше работы.
Но есть огромное желание, а значит, всё непременно получится!