Леонид Шулепов — о службе и тонкостях профессии
Леонид Павлович Шулепов из села Андрюшино посвятил весомую часть жизни работе в милиции. Накануне профессионального праздника он рассказал, как поднимался по служебной лестнице, о специфике работы и поделился некоторыми запомнившимися случаями.
Как водитель участковым стал.
В Нижней Тавде жили его родители. Отец работал водителем в ПТП (автоколонна), мама – начальником центрального статистического управления. Юноша окончил здесь школу и в 1975 году поступил на срочную службу, которую проходил в Московском пограничном училище.
Через два с небольшим года он вернулся на малую родину и устроился водителем в «Сельхозтехнике», откуда его послали на уборочную в Андрюшино. Там он встретил девушку Надежду, которая стала его женой на всю жизнь, поэтому Леонид Шулепов переехал в село на постоянное место жительства и устроился водителем в совхозе. И вот уже идёт 46-й год, как семейная пара имеет общую судьбу и совместную историю.
В 1983 году погиб местный участковый. Коллектив предприятия посчитал, что их коллега обладает нужными качествами, и направил молодого человека на работу в органы внутренних дел. Для этого решения имелись предпосылки: водитель некоторое время был внештатным сотрудником при действующем участковом, даже преступников задерживать помогал.
– Оружия в то время у милиционеров не было, – рассказывает герой публикации, – потому что народ лояльно относился к милиции. И руководители уважали наших сотрудников, ведь тогда милиция была в почёте, а в девяностые годы всё изменилось. Преступность стала более жестокой. В советские годы в основном регистрировались кражи в магазинах, а также на фермах и базах. Участковые хорошо знали свой контингент, психология которого была предсказуемой. Если он хулиган, то всю жизнь идёт по «хулиганке», если вор, то постоянно крадёт. Позднее началось хищение личного имущества, стала распространённой незаконная продажа спиртосодержащих напитков. Преступления начали совершать люди, на которых бы и не подумал. Отсутствие работы и средств к существованию толкали жителей района на преступления. И милиции жилось тяжело: ни бензина, ни техники, выкручивались, как могли.
Несколько подробнее Леонид Павлович остановился на незаконном обороте алкогольных напитков. Одно время это бедствие достигло большого размаха. Барыги толкали технический спирт, которым граждане травились. Мой собеседник (тогда уже начальник отделения участковых уполномоченных) как-то послал на проверку образец изъятой продукции. Так вот экспертиза там даже цианистый калий нашла в мизерной концентрации.

О делах опасных и не очень.
Из всего многообразия преступлений, совершённых нарушителями закона, Леониду Павловичу Шулепову запомнилось одно из первых и ещё дело, связанное с риском для жизни.
В Весёлой Гриве из магазина украли бензопилу. На участковых уполномоченных возлагались функции дознавателей по ряду статей, так что Леонид Павлович выехал на газике на место происшествия. Пока продавщица ездила за товаром, он опросил жителей, и так незаметно подкрался вечер. Денег у участкового не было, да к тому же надо было где-то заночевать. Участковый выехал на край деревни, прилёг в машине и услышал стук в стекло. Оказалось, что это пожилая женщина. Она пригласила молодого человека поужинать. На следующий день он нашёл жулика. Им оказался местный житель. Вышел Леонид Шулепов на него оперативным путём, опрашивая деревенских мужиков. Надо заметить, что люди честно рассказывали, что знают и видели. Своевременно уехать помешал дождь, превративший дорогу в непроходимую грязь, так что пришлось вместе с преступником провести три дня.
Второй случай. В Соколовке обокрали магазин, а находились рецидивисты в Калиновке. Герой публикации выехал на место, вызвав для усиления оперативную группу. Спросил у женщины, есть ли кто-то посторонний. Она ответила, что приезжие ещё вечером уехали. Не опасаясь, он вошёл в дом, а там на полу лежали трое мужчин. Ещё один оказался сзади. Все чёрные от тюремных наколок. Служитель закона начал их увещевать: «Вы не шутите, ребята, оперативная группа уже выехала». Они вроде бы согласились. В результате, когда он вышел за дверь, вся шайка из четырёх человек навалилась и прижала его дверью, так что он фактически потерял сознание. И всё же оперативная группа их задержала вечером. Оказалось, что помимо Соколовки они совершили преступление в Тюмени: нанесли тяжкие повреждения и украли магнитофон.
Начальником отделения участковых уполномоченных он стал в 1995 году. Начальником районного отдела милиции работал Александр Степанович Мамчур. В этот период служили 17 участковых, у которых были сержанты-помощники. Костяк состоял из опытных людей. Это Юрий Владимирович Сиваченко, Владимир Иванович Борисенко, Алексей Анатольевич Чирятьев и другие, поэтому руководить ими было легко. Они досконально знали селян на своих участках и способствовали быстрому раскрытию преступлений.
В 2003 году Леонид Павлович вышел на пенсию. За хорошую работу он имеет около пятидесяти записей в трудовой книжке, а также грамоты, благодарности и медали.
Профессиональная династия.
Пример главы семейства оказался заразительным. По его стопам пошла дочь Наталья Леонидовна Павлова. Она, как и отец, окончила Тюменский юридический институт, была начальником следствия, сейчас работает заместителем прокурора Нижнетавдинского района. Внучка Анастасия также окончила юридический институт и устраивается на должность следователя. И зять работает в полиции оперативным дежурным. Вот такое серьёзное семейство, которое выбрало строгий путь служения закону.
В завершение отмечу, что не каждый способен выбрать этот путь и достойно проявить себя. Как говорит сам Леонид Павлович, многие пытались, но остались из них лишь единицы, потому что работа сложная, требует общения с криминальными личностями, поэтому будем ценить их труд и оказывать посильную помощь в деле охраны правопорядка.