О наиболее популярных схемах мошенничества и алгоритмах противодействия

Сотрудник отдела по борьбе с мошенничеством и кражами в сфере IT-технологий поделился наиболее часто встречающимися схемами злоумышленников, на которые попадаются граждане. Данным материалом мы начинаем серию публикаций, из которых вы узнаете, что необходимо сделать, чтобы не оказаться жертвой.

Обман по телефону.

Вам звонят с незнакомого номера. Мошенник представляется родственником или знакомым и взволнованным голосом сообщает, что задержан сотрудниками правоохранительных органов и обвинён в совершении того или иного преступления. Это может быть дорожно-транспортное происшествие, хранение оружия или наркотиков, нанесение тяжких телесных повреждений и даже убийство. Далее в разговор вступает якобы сотрудник правоохранительного органа. Он уверенным тоном сообщает, что уже не раз помогал людям таким образом.

Для решения вопроса необходима определённая сумма денежных средств, которую следует перевести на определённый расчётный счёт или передать какому-либо человеку. Цена вопроса составляет такую-то сумму. В организации обмана по телефону с требованием выкупа участвуют несколько преступников. Звонящий может находиться как в исправительно-трудовом учреждении, так и на свободе. Набирая телефонные номера наугад, мошенник произносит заготовленную фразу, а далее действует по обстоятельствам. Нередко жертва сама случайно подсказывает имя того, о ком она волнуется. Если жертва преступления поддалась на обман и согласилась привезти или перечислить указанную сумму, звонящий называет адрес, куда нужно приехать, либо номер счёта. Аналогичным образом злоумышленники могут звонить сотрудникам государственных органов либо предпринимателям. Они представляются, например, руководителем какого-либо государственного органа (правоохранительного, надзорного, контролирующего), под предлогом приезда комиссии требуют организовать либо «тёплый приём» в форме бесплатного предоставления услуг (питание, подарки, организация отдыха и т.д.), либо перечислить определённую сумму денежных средств на указанный расчётный счёт для достижения необходимых положительных  результатов проверки.

Как поступить в данной ситуации? Первое и самое главное правило – прервать разговор и перезвонить тому, о ком идёт речь (либо в указанный государственный орган). Если телефон отключён, постарайтесь связаться с его коллегами, друзьями и родственниками для уточнения информации. Хотя беспокойство за родственника или близкого человека мешает мыслить здраво, следует понимать: если незнакомый человек звонит вам и требует привезти на некий адрес денежную сумму – это мошенник.

Если вы получили звонок от якобы близкого родственника или знакомого с информацией о том, что он попал в неприятную ситуацию, в результате которой ему грозит возбуждение уголовного дела, и если звонящий просит передать взятку якобы сотруднику правоохранительных органов, готовому урегулировать вопрос, следует задать уточняющие вопросы: «А как я выгляжу?» или «Когда и где мы виделись последний раз?», т.е. задавать вопросы, ответы на которые знаете только вы оба. Если вы разговариваете якобы с представителем правоохранительных органов, спросите, из какого он правоохранительного органа (другого ведомства). После звонка следует набрать «02», узнать номер дежурной части данного отделения и поинтересоваться, действительно ли родственник или знакомый доставлен туда. Само требование взятки должностным лицом является преступлением.

SMS-просьба о помощи.

Сообщения позволяют упростить схему обмана по телефону. Такому варианту мошенничества особенно трудно противостоять пожилым или слишком юным владельцам телефонов. Дополнительную опасность представляют упростившиеся схемы перевода денег на счёт. Абонент получает на мобильный телефон сообщение: «У меня проблемы, кинь 900 рублей на этот номер. Мне не звони, перезвоню сам». Нередко добавляется обращение «мама», «друг» или другие.

Как поступить в данной ситуации? Пожилым людям, детям и подросткам следует объяснить, что на SMS с незнакомых номеров реагировать нельзя, это могут быть мошенники.

Телефонный номер-грабитель.

Развитие технологий и сервисов мобильной связи упрощает схемы мошенничества. Вам приходит SMS с просьбой перезвонить на указанный номер мобильного телефона. Просьба может быть обоснована любой причиной – помощь другу, изменение тарифов связи, проблемы со связью или с вашей банковской картой и тому подобное. После того как вы перезваниваете, вас долго держат на линии. Когда это надоедает, вы отключаетесь, – и оказывается, что с вашего счёта списаны крупные суммы. Существуют сервисы с платным звонком. Чаще всего это развлекательные сервисы, в которых услуги оказываются по телефону и дополнительно взимается плата за сам звонок. Реклама таких сервисов всегда информирует о том, что звонок платный. Мошенники регистрируют такой сервис и распространяют номер без предупреждения о снятии платы за звонок.

Как поступить в данной ситуации? Единственный способ обезопасить себя от телефонных мошенников – не звонить по незнакомым номерам.

Телефонные вирусы.

Очень часто используется форма мошенничества с использованием телефонных вирусов. На телефон абонента приходит сообщение следующего вида: «Вам пришло MMS-сообщение. Для получения пройдите по ссылке…». При переходе по указанному адресу на телефон скачивается вирус, и происходит списание денежных средств с вашего счёта. Другой вид мошенничества выглядит так. При заказе какой-либо услуги через якобы мобильного оператора или при скачивании мобильного контента абоненту приходит предупреждение вида: «Вы собираетесь отправить сообщение на короткий номер …, для подтверждения операции отправьте сообщение с цифрой 1, для отмены с цифрой 0». При отправке подтверждения со счёта абонента списываются денежные средства. Мошенники используют специальные программы, которые позволяют автоматически генерировать тысячи таких сообщений. Сразу после перевода денег на фальшивый счёт они снимаются с телефона. Не следует звонить по номеру, с которого отправлено SMS, – вполне возможно, что в этом случае с вашего телефона будет автоматически снята крупная сумма. Существует множество вариантов таких мошенничеств. Будьте бдительны!

Код от оператора.

Вам поступает звонок либо приходит SMS-сообщение якобы от сотрудника службы технической поддержки вашего оператора мобильной связи. Обоснования этого звонка или SMS могут быть самыми разными: предложение подключить новую эксклюзивную услугу; для перерегистрации во избежание отключения связи из-за технического сбоя; для улучшения качества связи; для защиты от спам-рассылки; предложение принять участие в акции от вашего сотового оператора. Вам предлагается набрать под диктовку код или сообщение, которое подключит новую услугу, улучшит качество связи и т.п. Код, который вам предложат отправить, является комбинацией для осуществления мобильного перевода денежных средств со счёта абонента на счёт злоумышленников. Как только вы его наберёте, ваш счёт будет опустошён. Никакая услуга не будет подключена.

Как поступить в данной ситуации? Любая упрощённая процедура изменения тарифных планов выглядит подозрительно. Не ленитесь перезванивать своему мобильному оператору для уточнения условий. SMS-сообщения могут быть самыми разными. Советуем критически относиться к таким сообщениям и не спешить выполнить то, о чём просят.

Лучше позвоните оператору связи, узнайте, какая сумма спишется с вашего счёта при отправке SMS или звонке на указанный номер, затем сообщите о пришедшей на ваш телефон информации. Оператор определит того, кто отправляет эти SMS, и заблокирует его аккаунт.