От сердечных благодарностей государя Николая II жителям Красного Яра до нелёгкой истории Свято-Александровского храма
В 2023 году увидел свет очередной выпуск историко-культурологического литературно-художественного альманаха «Тобольск и вся Сибирь». Это двухтомник, посвящённый истории юга Тюменской области. Среди прочего в альманахе присутствуют и два материала, посвящённых Нижнетавдинскому району. Один из них знакомит читателей с Красным Яром. Целиком напечатать его, к сожалению, нет возможности, потому представляем вашему вниманию некоторые выдержки.
Наталья Липаева, Владимир Язов
«Водворение христианства в Сибири началось при её завоевании. Покоритель Сибири Ермак в 1581 году во время похода в страну идолопоклонства имел передвижную часовню и священнослужителей. С постепенным завоеванием Сибири умножались в ней русские пришельцы. Кроме казаков и стрельцов, она населялась разной вольницей, так как сделалась символом богатства. Пушные звери, поля и леса «привлекли сюда многих из Каргополья, Сольвычегорска, Вятки, Устюга и других мест».
Село Нижняя Тавда сегодня является одним из районных центров Тюменской области. Нижняя Тавда была основана в первой четверти XVII века как Тавдинская слобода, первое упоминание об этом селе имеется в «Дозорной книге Тюменского уезда» 1625 года, где оно отмечено в числе вотчин первого Тобольского владыки архиепископа Киприана (Старорусенкова).
К концу XVII века население Тавдинской слободы значительно выросло. Вокруг неё появились новые деревни: Паченка, Курпинка, Берёзовка, Летняшева, Ерёмина, Девяткова, Антропова. Нижнетавдинский район был образован в 1923 году на базе пяти волостей: Тавдинской, Еланской, Антроповской, Понизовской и Велижанской.
За 14 лет до образования района в 1909 году на территории Велижанской волости появился посёлок Красный Яр. Находится он на реке Иске, в стороне от тракта Тюмень – Нижняя Тавда и расположен равноудалено в 50 километрах от Тюмени и Нижней Тавды. Основали посёлок переселенцы-белорусы, которые, оставив свои родные селения в Мозырском уезде Минской губернии, поехали «от помещика» искать землю.
На фоне каких исторических событий проходило это переселение?
В июле 1906 года вследствие незаконных антигосударственных действий распускается Государственная дума. Премьер-министром назначен Пётр Аркадьевич Столыпин. Указом от 9 ноября 1906 года начинается аграрная реформа. Правительство Столыпина предложило программу переселения в Сибирь и на Дальний Восток. С 1907 по 1914 годы в Сибирь выехали 3,3 миллиона человек, но около миллиона вернулись обратно. В результате в Сибири оставались лишь самые самостоятельные, самые работящие и самые грамотные из числа добровольных переселенцев. Таковыми и были 16 семейств из Минской губернии, разместившихся на крутом яру реки Иски Велижанской волости близ деревни Носырево.
Вот первые красноярцы: Курлович Пётр и Анастасия с двумя детьми, Хомец Каленик и Агафья с четырьмя детьми, а также семьи Домасевич, Буракевич, Козлович, Петровец Тишковцевых, Вознюк, Хольченя, Жуковец, Король, Пащук и другие. Удивляет, какие были тогда ещё молодые, но уже многодетные семьи. Переселенцы ехали с грудными детьми и, видимо, рожали в дороге. Так, например у Козловичей Тимофея и Прасковьи была дочь в возрасте двух месяцев, у Жуковцов Павла и Агафьи – сын шести месяцев. А имена-то какие были? Буракевич Адам Маркович, его жена Ева, сын Матфей.
Переселенцам-белорусам, судя по проходным переселенческим свидетельствам, предписано было ехать для поселения в Пелымскую волость Туринского уезда. Но что-то заставило их разместиться в ином месте: на Красном Яру, причём размещение это было самовольным. Осевшие тут в 1908 году первые 16 семейств не скрывали своего намерения воспользоваться имеющимися здесь распашками крестьян Носырево и Тандашковой, чем побеспокоили старожилов и добавили хлопот местному уряднику. Народ был упорный, трудолюбивый и неприхотливый. Переселенцы, построив добротные землянки, возбудили ходатайство к властям узаконить их право на жительство. Власти протоколом соглашения управляющего государственным имуществом Тобольской губернии В.П. Рачинского и заведующего землеустройством и переселенческим делом И.А. Адронникова 2 июля 1909 года постановили: разрешить образование переселенческого участка.
Следующим «подзаконным актом» было Постановление Тюменской временной комиссии от 21 ноября 1909 года. Она утвердила проект переселенческого участка на «Красном Яру» общей площадью 2954 десятины, из которой на церковно-школьный участок отводилось 127 десятин, непосредственно для церкви – 3 десятины усадебной земли и полевой участок в 106 десятин. Ближайшая к поселению церковь находилась в волостном селе Велижанском, до которого было 25 вёрст. Настоятелем её был священник Василий Виноградов, он духовно окормлял переселенцев в первые годы их жизни на новом месте.
С начала существования поселения на высоком пригорке был воздвигнут большой деревянный крест. Знамение ли какое было там или просто красивое место – неизвестно. Храм был построен в ста метрах от креста, и крест почитался отдельно от храма. Первым сельским старостой стал Петровец Илья Никитич – белорус, а первым церковным старостой – переселенец из Вятской губернии Токарев Александр Маркович. Он приехал в посёлок Красный Яр в 1911 году. С ним прибыли шесть сыновей и одна дочь Александра, среди сыновей были двойняшки – Фрол и Лаврентий.
Казалось бы, что значило к 1913 году это селение в 50 дворов, затерянное среди сибирских болот Российской империи? До уездного города Тюмени жители Красного Яра добирались 50 вёрст пешком, весной по пояс в ледяной воде через Янтыкские болота, чтобы доставить на плечах 2-3 пуда покупок, или по более хорошей дороге через Салаирку. Тратили на переезд до Тюмени 1,5 недели, преодолевая 150 вёрст пути. Но Красный Яр – посёлок особенный: 14 июля 1913 года государь Николай Александрович поблагодарил его жителей, собственноручно начертав на докладе МВД «Сердечно благодарю» за верноподданнические чувства беспредельной любви. 21 февраля 1913 года обнародуется Высочайший указ царя Николая Александровича, дарующий своим подданным многие милости в связи с празднованием 300-летнего юбилея царствования дома Романовых. 1 марта Тобольский губернатор Станкевич А.А. выпускает циркуляр, где излагаются статьи этого указа.
Крестьянским начальникам даётся указание объявить и разъяснить этот Высочайший правовой акт на сельских сходах. 18 марта 1913 года красноярцы, заслушав указ, выразили верноподданнические чувства любви и преданности царю. Это было отмечено управляющим МВД сенатором А.И. Лукошкиным в докладе государю 14 июля 1913 года. На докладе Николай Александрович сердечно поблагодарил красноярцев. 5 августа Тобольский губернатор уведомил об этом крестьянского начальника Тюменского уезда для объявления красноярскому сельскому обществу. 17 сентября предписание губернатора было выполнено. 30 января 1914 года уже вице-губернатор вновь предписывает крестьянскому начальнику объявить красноярскому сельскому обществу о такой Высочайшей милости под расписку. Вот такое примечательное общение произошло между царём и красноярцами.
Что ещё важного происходило в белорусском посёлке? Постановлением Тобольской казённой палаты было определено: крестьян-переселенцев Минской и Вятской губернии Красноярского участка причислить в сибирские крестьяне. Это позволило крестьянам брать кредиты в банке. В результате переселенцы построили добротные дома и хозпостройки из красного строевого леса, изобилие которого в данной местности и дало название посёлку. Крестьяне обзавелись сельскохозяйственными орудиями, скотом. Каждая семья получила в надел на душу мужского пола по 15 десятин земли с лесным наделом, что позволяло заниматься земледелием и обеспечивать возврат кредитов.
К 1914 году Красный Яр окреп настолько, что возбудил ходатайство о выделении в самостоятельную волость с наименованием Красноярская, ссылаясь на обременительность отбывания в Велижанской волости мирских повинностей. Крестьянский начальник тюменского уезда заключил, что это вызовет большие денежные затраты, сумма волостного сбора значительно увеличится и будет для переселенцев действительно обременительной. Комиссия под председательством тобольского губернатора вынесла постановление от 19 марта 1914 года вопрос о выделении в самостоятельную волость отклонить.
Губернскими властями также ставился вопрос проведения грунтовой дороги от Тюмени к Велижанам в интересах как посёлка Красный Яр, так и всех ранее образованных и будущих посёлков. Но Первая мировая война и революция не даст осуществить задуманное.
Возрождение и послеперестроичный период.
Красный Яр в ходе различных социалистических сельскохозяйственных экспериментов к середине 1980-х годов пришёл в упадок. Осталось три-четыре дома да осквернённая церковка, которая служила в последнее время складом удобрений. Сказывалось и значительное удаление посёлка от дорог с твёрдым покрытием. Красный Яр мог совсем исчезнуть с лица земли, как исчезли близлежащие деревни Тёмная речка, Пролетарка, Ленинские Дни. Но в 1987 году посёлок становится центральной усадьбой совхоза «Дорожник», одним из структурных подразделений объединения «Запсибдорстрой». Начинается интенсивное возрождение посёлка совершенно нового, необычного типа. Строится дорога-бетонка, которая соединяет его с Велижанским трактом. Возводятся благоустроенные коттеджи, производственная база, школа-десятилетка, удивительный по своей архитектуре детский сад. Население пополнялось переселенцами из Тюменской, Омской областей, Казахстана и других регионов. Привлекали красота посёлка, перспектива быстрого получения добротного жилья, желание реализовать свои способности на личном подворье.
Но время вносило свои коррективы. Перестройка, распад СССР, кризис экономики… Строительство посёлка приостановилось. Не реализовало свой замысел объединение «Запсибдорстрой» и в плане строительства храма, а осквернённую церковку в 1995 году подожгла чья-то нелёгкая рука. В 1992 году новым директором совхоза «Дорожник» стал Николай Семёнович Хрисанов. По его приглашению в совхоз приехал протоиерей Владимир Панов, благочинный из соседней Екатеринбургской епархии. Он освятил школу, детский сад, производственные помещения, посевы. В селе Иска прошло первое крещение населения…
Освящение закладки было назначено на 4 сентября. Оставался нерешённым один важный вопрос. В архивах не находилось данных, кому был посвящён старый храм, а новое посвящение мы сделать пока не решались. 1 сентября в очередной раз поехали в областной архив в надежде что-то найти. И нашли! В клировой ведомости церкви Красного Яра за 1920 год значилось, что в построенном в 1914 году храме престол освящён в честь преподобного Александра Ошевенского. Пересматриваем тома четьих миней святителя Димитрия Ростовского. Там ничего не находим. Открываем «Жития всех святых», составленные священников Иоанном Бухаревым и там находим под 20 апреля очень краткое житие Александра Ошевенского, где узнаём, что это каргопольский святой XV века, строитель монастыря.
Приход должен юридически зарегистрироваться. 22 ноября 1997 года на собрании был принят устав, а 20 января 1998 года его утвердил епископ Димитрий. 5 марта Управлением юстиции Тюменской области выдано свидетельство о регистрации. На вышеуказанном собрании присутствовало семнадцать человек. Кроме принятия устава, были избраны приходской совет и ревизионная комиссия. Старостой прихода стал Владимир Язов.
Рубка сруба продолжалась и зимой в самые лютые морозы. С этого момента обработанные начисто рубанком брёвна начали перекладывать на фундамент. В качестве утеплителя использовали мох, который загодя заготовили. Ко дню памяти преподобного Александра Ошевенского (3 мая) сруб был полностью переложен на фундамент.
После первого престольного праздника 3 мая 1998 года богослужения в строящемся храме стали регулярными, они совершались клириком храма Трёх Святителей Тюмени отцом Сергием Кистиным. К престольному празднику 2002 года Свято-Александровский храм обрёл своё архитектурное завершение: он увенчался ещё двумя куполами и 12-метровой колокольней.
В ночь на 13 мая 2003 года в Красном Яру совершилось ужасное злодеяние: двое молодых людей проникли в Свято-Александровский храм, который строился жителями в течение шести лет, похитили часть икон и, по версии следствия, заметая следы, подожгли церковь. Храм, будучи деревянным, сгорел до основания. На следующий день молодых преступников арестовали, похищенные иконы вернули. Чудесным образом не пострадала святыня храма – ковчег с частицей камня, на котором множество дней и ночей молился святой преподобный Александр Ошевенский.
После утраты храма богослужения в Красном Яру не прекращались. В период 2003 года молебны служились на территории сгоревшего храма. А с наступлением холодов – в различных помещениях посёлка, чаще всего в депутатской комнате администрации. Там совершилось даже таинство венчания. Потом мы расширили и переоборудовали уцелевший церковный киоск. Изготовили и установили на крышу крест. По стенам расставили иконы. Получилась хорошая часовня. Среди икон – Тихвинская икона Божией Матери, та, которая принадлежала ещё первой церкви, та, которая «ушла от трёх пожаров».
Сегодня Красный Яр располагается на территории Искинского сельского поселения, население его составляет около 400 жителей.
Несмотря на гонения и репрессии, народ сохранил живую веру. Сегодня с надеждой и любовью восстанавливаются порушенные святыни. Снова и снова возрождается церковно-приходская жизнь во всём её многообразии, и люди, несмотря ни на что, возвращаются к своим духовным истокам.»