В образовании она сорок семь лет, сорок пять из них – в Тюнёвской средней школе. Рассказ пойдёт о педагоге и наставнике Татьяне Александровне Ивановой – учителе математики Тюнёвской средней школы, в которой она трудилась почти полвека. Родилась в Кировской области, родители, как часто бывает, к учительству не имели никакого отношения, мама – инженер, папа – работник торговли, да и сама Татьяна в детских мечтах учителем себя не видела.

Но судьба забросила семью в северный Вагай, где девушка окончила среднюю школу. Не имея особого желания стать учителем, но, чтобы не огорчать маму, так как к тому времени папы уже не стало, поступила в Тобольский педагогический институт имени Д.И. Менделеева. Из всех предметов больше всего любила математику, вот и избрала эту стезю. После института получила распределение в Кондинский район ХМАО, пришлось работать в вечерней школе, и лишь через два года вместе с мужем они переехали в Тюнёво, где она и трудится до сих пор.

Рано погиб муж, детей поднимала одна. Они выросли, получили высшее образование, обзавелись своими детишками. Старший из трёх внуков уже учится в Тюменском медицинском университете, а в 2022 году Татьяна Александровна надумала распрощаться со школой и уйти на заслуженный отдых, но не тут-то было: директор школы убедила вернуться её на работу, хотя бы на год.

Перед тем, как встретиться с героиней нашего повествования, я пообщался с Еленой Деречинниковой, нынешним руководителем учреждения, и она мне поведала:

– Придя в 2022 году на должность директора из другой школы, я столкнулась с тем, что в школе нет ни одного учителя математики. После уговоров Татьяна Александровна согласилась поработать ещё год. Дальше будет видно, хочу сказать, что я ей очень благодарна. Она не оставила в беде не только педагогический коллектив, но в первую очередь детей, болея за каждого из них всей душой. Все её ученики хорошо сдали ЕГЭ и ОГЭ. Она долгое время была руководителем школьного и кустового методического объединений, завучем школы. Является почётным работником общего образования Российской Федерации.

Во время разговора в кабинет вошла женщина бодрая, с огоньком в глазах. Это и была наша героиня.

Дальнейшая беседа протекала в виде диалога, но становилось понятно, что она отвечала на вопросы, которые задавала сама себе всю жизнь.

– Каким качеством должен обладать учитель?

– Честностью и только честностью перед собой, перед детьми, перед родителями, перед коллегами. Если ты будешь честен, то и с детьми проблем не будет.

– Что хорошего в вашей работе?

– Хорошо то, что учитель никогда не будет стареть душой, будет в курсе того, о чём думает молодёжь, чем она живёт. Здорово меняться вместе с ними. У учителя никогда не будет болезни Альцгеймера, потому, что мы столько думаем, столько решаем, столько пишем и столько готовимся, что, наверное, и в 80 лет будем подкованнее и подготовленнее, чем многие молодые. Наверное, недаром учителя уходят с работы достаточно поздно, могут трудиться и в 75. Хорошо, когда приходишь в класс с удовольствием, очень хорошо, когда на улице встречаешь своих выпускников, а они через дорогу бегут, чтобы поздороваться, даже те, которым двойки ставила.

– Кто должен работать в школе?

– Наверное, в школу должны идти те, у кого есть желание научить учиться, научить бороться с какими-то проблемами, неприятностями, преодолевать себя. Театр, писательство, наука – это призвание, надо это любить. Учительство – это тоже призвание, и по-другому никак нельзя.

– Вы, случайно придя в профессию, так долго задержались. Почему?

– Наверное, потому что каждый день разный, каждый день играешь спектакль, который сначала репетируешь, а потом даёшь премьеру. Если премьера удалась, пытаешься повторить, но понимаешь, что повторить невозможно, потому что все дети разные. Наверное, потому что нет рутины. Рутина есть в другом. В подготовке, в документах каких-то, но вот выход на урок – это всегда на бис, ради этого я здесь.

– Что самое трудное в профессии?

– Самое трудное – не бросить, когда не получается. Бывает так, что в конце года надо всё перечеркнуть, хорошо подумать и начать учить по-другому, найти в себе силы переступить себя, что-то поменять и пойти дальше. Много раз хотела уйти и много раз останавливалась в последний момент, потому что понимала:  хотела уйти от каких-то других проблем, не от преподавания, потому что дети проблем не приносят.

– Что мотивирует в самые сложные моменты?

– Наверное, пытаюсь представить, какая будет жизнь без этого всего. Самое тяжёлое для меня в этом случае – отсутствие возможности самовыражения. Если учитель с одной стороны очень ограничен рамками поведения, подачи материала, каких-то ещё определённых вещей, с другой стороны он абсолютно не ограничен тем, как он может донести материал, может творить всё, что хочет – на результат.

А когда получаешь результат, это здорово. Результат может быть разным, и это не обязательно отличники или олимпиады какие-то, результат – это когда твой бывший ученик через десять лет через дорогу бежит к тебе поздороваться.

– Влияла ли ваша профессиональная деятельность на Ваших собственных детей, как Вам кажется?

– Конечно. Ты пытаешься научить, как надо, потому что тебе не всё равно и как учителю, и как родителю. Это не только на детей влияет, это влияет на всю семью – профессиональная деформация есть всегда, учитель всегда и везде всех учит, всегда пытается разобрать всё по полочкам. Вот что будет если ты сделаешь так, а что будет, если сделаешь так. Вот видишь, здесь же будет плохо, значит,  надо  сделать  хорошо.

Так получилось, что старший ребёнок вместе со мной пошёл в школу, но я ни разу от него не слышала, как ему надоело, что мама в школе. У младшего не было вариантов, он в школе с 6 месяцев. Я возила его сюда в коляске, и пока директор гуляла с ним вокруг школы, я давала уроки, было и такое. Более того, у младшего я была классным руководителем и пыталась сделать всё, чтобы в классе никто не чувствовал, что мама – это классный руководитель и учитель. Ему доставалось больше замечаний, чем остальным.

– Многие сегодня ругают современное образование, а что Вы можете сказать по этому поводу? Подобная критика имеет место?

– Ругать надо не образование, а тех людей, которые на самом деле отношения к нему не имеют, но выпускают правила, законы, нормативы. Ругать можно учителей, которые приходят в школу не по призванию, а потому что они получили это образование и больше их никуда не берут. Образование всегда будет подвергаться нападкам, потому что всегда есть люди, у которых не получается и со стороны учительства, и со стороны ученика, и со стороны родителя и администратора. Вот такие люди всегда остаются недовольными.

– Бывает, что Вас что-то или кто-то раздражает, злит, и как Вы с этим справляетесь.

– Не появляется уже лет 10 это чувство, с возрастом проходит. Когда не понимаешь, из-за чего человек начинает говорить гадости, начинаешь злиться, а когда понимаешь, то успокаиваешься, разговариваешь с человеком, и он начинает успокаиваться. Ты объясняешь, раскладываешь всё по полочкам, и, уходя, человек говорит: «Большое спасибо, я всё понял, извините». Не злюсь, научилась не злиться, научилась понимать и принимать чужие недостатки.

– Что-то изменилось в школе сегодняшней по сравнению с Вашим первым рабочим днём в 1976 году?

– Школа – это всегда коллектив: дети, родители, учителя. Школа не меняется никогда, потому что школа – это взаимоотношения детей и взрослых, меняется объём данных, который учителя должны вложить в детей, но не взаимоотношения. По объёму даваемых знаний современную школу нельзя сравнить даже с той, которая была пять лет назад. Программа очень усложнена. То, что должны знать дети, выходя из школы, приравнивается к программе второго курса ВУЗа пятилетней давности.  По крайней мере, я так думаю. Не всем детям нужно получать полное образование в школе, и реформы какие-то необходимы. Надеюсь, мы всё-таки вернёмся к тому хорошему классическому академическому образованию, которое было.

Вот такой сложился у нас диалог. Впечатлила меня эта встреча. Как всё прочувствовано и глубоко осмыслено, со знанием дела и великодушием в оценке, позитивном и оптимистичном видении настоящего и будущего. Это действительно наставник, педагог и учитель с большой буквы!

Сложно что-то добавить, но точно можно сказать, что на таких учителях стоит наша Россия!

От Press

Настоящий ресурс использует сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика. Продолжая использовать ресурс, вы автоматически соглашаетесь с использованием сервисом Яндекс.Метрика файлов "cookie" с целью сбора технических данных посетителей для улучшения качества обслуживания. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи "cookie", будет передаваться Яндексу и храниться на серверах Яндекса в РФ. Вы можете отказаться от использования "cookie", выбрав соответствующие настройки в браузере.
Закрыть