Учителя, которые умеют вдохновлять, знают, что обучение похоже на ухаживание за садом. И те, кто не знает, что делать с колючками, никогда не должны заниматься цветами

В Киндере есть свои архитекторы детских душ

Если посмотреть, то получается, что мы учимся практически всю жизнь. Кто-то на собственном опыте, кто-то на чужих ошибках. И хорошо, если на нашем пути встречается мудрый наставник, ещё лучше, если в детстве, когда у нас только формируются привычки и характер.

Недавно мы побывали в гостях у Мансуры Тукаевны Фазлулиной, учителя физики и математики Киндерской средней школы. Мудрый наставник более чем с сорокалетним педагогическим стажем рассказала о себе и своей профессии.

Зов учительской крови.

– Родилась я в Тобольском районе, в с. Лайтамак, в учительской семье: папа преподавал черчение и учил мальчишек водить трактор (и делал это так хорошо, что жители всегда благодарили его воспитанников за хорошо вспаханные поля и огороды), мама – учитель биологии. Я с детства видела, как мама готовится к урокам, как проверяет до позднего вечера тетради, как она относится к своим ученикам, и представляла себя на её месте. Плюс к этому и мои учителя. Особенно запомнились уроки, по-настоящему жизненные, от преподавателя Файзуллина Фаиля-абыя. Он – учитель от Бога, требовательный, да, строгий, но справедливый. А ещё он был юмористом, хорошо улаживал школьные конфликты. Мы всегда, каждую минуту ощущали его внимание и любовь. А он наставлял нас: «Образование – это фундамент для вашей жизни. Вы выучитесь, получите специальность. Но сделайте так, чтобы эта специальность была по душе. Тогда полученный диплом будет кормить вас всю жизнь». Я последовала этому совету и ни разу не пожалела. Став учителем, я воплотила свою мечту, реализовалась как человек. Я счастливый человек, – сказала Мансура Тукаевна.

Приехала она в наш район в 1982 году, после окончания Тобольского педагогического института. И сыграла в этом роль ещё одна наша землячка, педагог с большой буквы Татьяна Ивановна Покрышкина. Они учились в институте вместе, а дядя Татьяны Ивановны был в нашем районе начальником управления образования. И когда девушка сказала, что у неё подруга, татарочка, учится на физика-математика, он сразу же пригласил молодого специалиста на работу в Киндерскую школу. Вот с того момента Нижнетавдиснкий район и село Киндер стали вторым родным домом для Мансуры Тукаевны. Здесь она обрела своё призвание – быть учителем, встретила любовь на всю жизнь, супруга Фаниса, здесь родились её пятеро детей.

– Все они тоже окончили Тобольский педагогический институт, как я, – добавляет наша собеседница. – Начинали свой трудовой путь в школах, но потом судьба распорядилась по-своему.

По стопам предков.

Династию своей учительской семьи продолжила только дочь, Айсылу Фанисовна Исакина. Четыре года она работает в Киндерской школе учителем-логопедом, преподаёт физику и информатику в старших классах.

– Выбор профессии никогда не стоял передо мной. Только учитель и никакого другого пути, – говорит Айсылу Фанисовна. Пример мамы всегда перед глазами. А ещё постоянные поездки в гости к дедушке и бабушке и их любовь к выбранной профессии. Моё решение укрепилось после встречи с педагогом-наставником Алсу Хатыповной Латыповой. Хотелось быть, как она, так же общаться с детьми. Она умела находить к каждому из нас ниточку, рассмотреть наши интересы, угадать мечты. Мы постоянно ездили с ней на разные экскурсии, она вела у нас кукольный кружок. В общем, всё это и повлияло на мой выбор жизненного пути. Я поступила в Тобольский педагогический институт. К сожалению, сразу пойти работать в школу помешало отсутствие опыта, но мечта-то осталась. Будучи уже замужем и находясь в декретном отпуске, получила ещё одну специальность – логопеда. Вернулась на малую родину, в Киндер, где меня поддержала директор школы Мунира Рахматулловна, она дала мне возможность работать, помогла снять жильё. И вот уже четыре года я с удовольствием тружусь в родной школе. Мне здесь всё очень нравится: наш слаженный коллектив, где все друг друга поддерживают, мои любознательные, активные ученики, с которыми я всегда в движении, всегда стараюсь идти в ногу со временем.

Великие педагоги.

Кто-то давно сказал: «Посредственный учитель излагает, хороший – объясняет. Выдающийся учитель показывает, а великий – вдохновляет».

Мансура Тукаевна своим педагогическим опытом подтверждает, что она великий учитель. Она умеет вдохновлять своих учеников на поиски истины, на поиски новых знаний. При этом и сама не перестаёт учиться, познавать новое, современное.

– Нередко беру пример со своей дочери, ведь она уже из нового поколения, – говорит Мансура Тукаевна. – И мои ученики тоже помогают мне, ведь когда заходишь в класс и видишь эти пытливые глаза, этот немой вопрос «А что сейчас скажет учитель?», не дают расслабиться и затормозить. Надо всегда развиваться.

По такому же принципу живёт и работает и Айсылу Исакина, достойная преемница педагогической династии. Её путь педагога только начинается, но она не жалеет, что выбрала одну из самых трудных, но и одну из самых уважаемых профессий.

В селе Березовка проживают учителя Сердюковы, они не мыслят свою жизнь без школы

Педагогическая династия Сердюковых уникальна по-своему. Учитель начальных классов Татьяна Константиновна Сердюкова из посёлка Берёзовка 42 года посвятила образованию детей, а её сын Сергей Юрьевич Сердюков оказался для Берёзовской школы незаменимым человеком.

Из Рябиновки в Берёзовку.

Татьяна Константиновна Сердюкова родилась в Великоустюгском районе Вологодской области, там же получила профессиональное образование. На вопрос, почему выбрала непростую стезю, отвечает, что примером ей послужила первая учительница Голикова Павла Савватиевна: строгая, справедливая, она с лёгкостью находила контакт с разновозрастными учениками, которые учились в одном классе. Окончив Великоустюгское педагогическое училище, о котором она вспоминает с большой теплотой, Татьяна Константиновна подхватила эстафетную палочку, придя работать на место своей первой учительницы и классного руководителя.

– Я и сейчас, спустя столько лет, приезжаю на встречу выпускников нашего курса. Почти все из выпуска стали педагогами или воспитателями детского сада, директорами, одна однокурсница открыла собственную школу подготовки детей к первому классу. Вот такой сильный импульс к дальнейшей работе мы получили, – вспоминает моя собеседница.

После окончания учреждения профессионального образования учитель начальных классов вернулась на родину в деревню Рябиновку Вологодской области. Там она отработала три года, вышла замуж за жителя Нижнетавдинского района. Молодой педагог устроилась в Берёзовской школе, которой посвятила всю свою жизнь.

За 39 лет работы школа, конечно, очень изменилась. Поначалу обучающие карточки приходилось изготавливать вручную, наглядных пособий не хватало, сегодня материальная база опирается на электронные средства обучения, школа оснащена современными компьютерами и мультимедийным оборудованием.

– У каждого учителя есть свои методы работы. Что вы выбрали для себя? – интересуюсь у собеседницы.

– Мне нравится заниматься проектной деятельностью. У меня и моих ребят много работ по краеведению. Есть бывший ученик, с которым мы написали историю посёлка Берёзовка, историю местной библиотеки, собрали хроники ядерного испытания, которое проводилось когда-то в наших краях. Пользовались методом интервью, опрашивая участников и очевидцев, – рассказывает Татьяна Константиновна Сердюкова.

Учитель начальных классов Татьяна Сердюкова в окружении воспитанников

За свою долгую, успешную и самоотверженную работу на ниве школьного образования она заслужила звание ветерана педагогического труда.

В завершение встречи Татьяна Константиновна призналась, что на личные увлечение у неё почти не остаётся времени, потому что школа — это вся её жизнь, огромный мир, который служит одновременно работой, увлечением, любовью и призванием. Но для хороших книг она делает исключение.

Честь и мужество Берёзовской школы.

Семейство Сердюковых подарило школе ещё одного учителя. Это её сын Сергей Юрьевич Сердюков, который также работает в Берёзовской школе. Почему он выбрал этот путь, ведь профессия отнимает много времени и сил, есть же стези и менее тернистые?

Незаменимый учитель Березовской школы Сергей Сердюков

Сергей Юрьевич говорит, что профессию выбрал, во-первых, следуя увлечениям, во-вторых его юность пришлась на тяжёлые девяностые годы. Денег катастрофически не хватало, и юноша решил поступать туда, где будет общежитие. Помыкался по разным учреждениям, выручил Западно-Сибирский педагогический колледж, где оно имелось.

Получив диплом учителя труда, он под очередной призыв на срочную службу не попал и успел поработать в родной школе. А весной мама принесла ему повестку. Служил в Москве кинологом, а затем в Новосибирске. В результате молодой человек приобрёл ценные военные учётные специальности.

Вчерашнего армейца на малой родине взяли в оборот силовики, которые настойчиво звали парня работать в полицию. Он пошёл на медосмотр, чтобы устроиться участковым, и в последний момент передумал и всё-таки вернулся в систему образования.

В школе редким мужчинам очень рады и нагружают их по полной программе. Эта судьба стать незаменимым работником не миновала и Сергея Юрьевича. Ему дали часы технологии, черчения, географии, позднее он стал учителем информатики. Преподавал и физику, и физическую культуру. Получил образование психолога, окончив Московский финансово-промышленный университет «Синергия».

В своей деятельности Сергей Сердюков большое внимание уделяет профессиональному самоопределению старшеклассников, проводя с ними тестирование, показывающее, к каким профессиям у ребят имеется склонность. И это очень важная работа, ведь от правильного выбора профессии в конечном итоге зависит счастье человека.

– Иногда своих воспитанников удаётся направить на верный путь. Был у нас парнишка, совсем не устроенный, спортом не занимался, довольно щуплый. И ему стало интересно, к какой профессии у него есть склонность? Я провёл тестирование, оказалось, что это военное дело, физкультура и спорт. Он удивился, спросив: «Вы посмотрите на меня. Какой спорт?» Я предложил ему серьёзно отнестись к армии. Прошло время, и вот случайно я наткнулся на него в интернете. Он в спецназовской форме. Я с ним списался, оказалось, что мой бывший ученик служит в спецназе, мало того, успел стать ветераном боевых действий. Сейчас едет учиться в новосибирскую школу офицеров. Значит, верно я его предназначение определил! – делится радостью герой публикации.

Помимо прочего, Сергей Юрьевич является руководителем класса добровольной подготовки к военной службе «Синергия». Недавно его ребята приняли участие в соревнованиях по рукопашному бою.

Новопокровка, Бухтал — везде есть учителя

Как уже говорилось в интервью с начальником управления образования Ириной Рокиной, в нашем районе немало достойных педагогов, которыми славятся школы. И среди них есть настоящие династии.

Я уже рассказывала в нашей газете о Марине Николаевне Филипповой, учителе русского языка и литературы Новопокровской средней школы. В тот раз она сказала, что другой жизни себе и не представляет.

Лучший подарок учителю-любовь в глазах детей, считает Марина Филиппова

– Сколько себя помню – всегда школа, школа, школа, – так начался наш разговор и нынче. – Хотя после школы стояла на распутье: перед глазами пример мамы, медицинского работника и пример моих учителей и самых настоящих наставников, супругов Бедновых Валерия Ивановича и Ангелины Григорьевны. Попробовала поступить в медицинский и завалила сочинение. И вот тогда я себе и сказала: «Не умеешь писать – иди и учись». И пошла. Окончила Ишимский педагогический институт, правда уже заочно, так как на руках маленькая дочка. Приехала в Бухтал, сначала работала библиотекарем, потом учителем. В 1990 переехала в Новопокровку и по сей день тружусь в школе. Можно сказать, что уже более сорока лет учусь писать сочинения. Ведь ученики сменяются, уходят во взрослую жизнь, на смену им приходят другие, и всё начинается сначала. Я отношусь к своему делу с полной отдачей, люблю всех своих деток. Возможно, это мешало уделять должное внимание своим семерым чадам, хотя каждую свободную минуту отдавала семье.

Марина Николаевна с такой любовью рассказывала о своей работе, своих выпускниках, которые нынче окончили 11 класс, о том, что у неё новые воспитанники. И здесь она сказала, что хочет взять пример со своей дочери, тоже учителе русского языка и литературы, но Бухтальской школы Людмилы Николаевны Янченко.

– Она нашла новый, современный подход в работе с подрастающим поколением, у неё всё удачно складывается, со своими воспитанниками она выходит и на районный, и на региональный уровни, и даже в Москве уже отметилась. Хочу перенять её опыт, – добавила Марина Николаевна.

Мой путь педагога только начинается, но планов много, говорит Людмила Янченко

А ведь когда-то и она, и отец Людмилы были категорически против того, что их старшая дочка тоже решила стать учителем.

– И мне пришлось поступить в Тюменский государственный университет на факультет «Финансы и кредит». Училась я всегда хорошо, все предметы давались легко, – рассказывает наша героиня. – Школу окончила с отличием, университет также. Но, поработав по полученной специальности, поняла, ну не моё это. Сложно было работать с таким количеством бумаг, финансовых отчётов. Стала задумываться о смене работы. В этом мне помог мой муж, он родом из Бухтала. Приехав сюда, я временно устроилась в библиотеку, пока специалист была в декретном отпуске. Начала работать с детьми и меня затянуло. Внедряла разные технологии, развивала волонтёрство. Когда специалист вернулась, я ещё целый год была просто волонтёром и руководила клубом «Сенсация». И вот тогда и наступил тот самый момент, когда поняла – буду учителем, всё равно буду! Вновь поступила в Тюменский государственный университет, и вот уже четыре года я – учитель русского языка и литературы. Вот это – моё! Мне нравится давать детям знания, видеть как они успешно сдают экзамены. Мне нравится учить их грамотно и красиво излагать свои мысли, и не только на уроках, но и в соцсетях. Теперь если кто-то сделает ошибку в своих постах, его тут же поправляют: «Ты что, Людмила Николаевна ведь прочитает». Сейчас моя цель – чтобы мои ребята окончили школу без троек.

У Людмилы Николаевны трое детей: Артур, Алина и Агата. Старшие – верные мамины помощники, младшая пока ходит в детский сад. И несмотря на свою загруженность в школе, где помимо уроков женщина ещё является и педагогом-организатором, и руководителем РДДМ, она находит время, чтобы позаниматься с ними любимыми увлечениями – созданием видеороликов и плетением из бисера.

Педагогическая династия в этой семье всё же сложилась. Пример мамы, её школьные и жизненные уроки, впитанные Людмилой с детства, всё-таки перебороли и подарили женщине радость и удовлетворение.

 

Настоящий ресурс использует сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика. Продолжая использовать ресурс, вы автоматически соглашаетесь с использованием сервисом Яндекс.Метрика файлов "cookie" с целью сбора технических данных посетителей для улучшения качества обслуживания. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи "cookie", будет передаваться Яндексу и храниться на серверах Яндекса в РФ. Вы можете отказаться от использования "cookie", выбрав соответствующие настройки в браузере.
Закрыть