Гостем «Классной встречи» в Нижнетавдинской школе стал Евгений Упоров, отдавший три года Тихоокеанскому флоту
27 июля на базе Нижнетавдинской школы ребята, посещающие летние площадки при школе, Центре дополнительного образования и спортивном комплексе, получили возможность пообщаться и задать всевозможные вопросы ветерану Евгению Упорову, который провёл срочную службу на Тихоокеанском флоте.
Всероссийская акция «Классная встреча» – площадка для общения детей с известными и заслуженными уроженцами Нижнетавдинского района. Ребята знакомятся с теми, кто добился высот в какой-либо сфере, узнают об их детстве, начале пути и взглядах на жизнь. Для кого-то гости становятся ориентиром и примером, и это прекрасное мероприятие просто обязано продолжаться на постоянной основе.
На минувшей неделе гостем «Классной встречи» стал ветеран Министерства внутренних дел Евгений Упоров. Приближался День Военно-морского флота, а приглашённый как раз проходил срочную службу на атомном подводном крейсере. Это было ещё в Советском Союзе, но Евгений Александрович так подробно и весело рассказывал о трёх годах в море, как будто это было несколько лет назад.
– Начнём с того, что военный комиссариат решил, что я пригоден к службе в Военно-морском флоте, – начал беседу Евгений Упоров. – Сам я хотел в пограничники, но и моряцкое дело было интересно. Провёл полгода в учебной части, чтобы на судне выполнять обязанности радиотелеграфиста. Выучил азбуку Морзе на английском языке. Это мне ещё повезло: ребята с соседнего подразделения учили на японском, а там в алфавите гораздо больше иероглифов, и вообще это весьма сложный язык. После учёбы попал на крейсер К-142. Тогда ещё судам не давали названий и имён. Экипаж состоял из 126 человек.
– Что вам показалось самым необычным в первые дни на флоте?
– Язык. Ещё в учебке, помню, старшина начал изъясняться непонятными словами. Мол, почему у вас караси на баночках? Кажется, русский, но выражения совершенно незнакомые. Это морской сленг. К примеру, гады – это ботинки, шконки – кровати, караси – носки, баночки – табуретки. Быстро привык, конечно, но поначалу это было необычно и непонятно.
– А чем занимались в свободное время на крейсере?
– У нас был телевизор и видеомагнитофон. Много книг, настольные игры (шашки, шахматы), в морской бой играли, конечно. Спортивная комната была – можно было свою форму держать в порядке. Выходили в море и на два, и на три месяца, поэтому свободное время частенько возникало.
– А что вы кушали в подводной лодке? Консервы и сухпайки?
– У нас был свой повар – кок. Он очень вкусно готовил. Бывало, сварганит что-нибудь, и в обед или ужин выходит в камбуз, чтобы посмотреть, с аппетитом ли мы едим. Если да – такое блюдо ещё через несколько дней появится, если нет – такого кушанья больше не будет. Он и пироги всякие мог испечь, и пирожки, и другую выпечку. А когда у кого-то из экипажа был день рождения, он готовил торт, и тогда мы всей кают-компанией собирались и отмечали.
– А как в подводной лодке размещалось 126 человек?
– Атомный подводный крейсер – очень большой. Для сравнения – трёхэтажный дом на улице Калинина будет меньше, чем крейсер. Прежде чем первый раз погрузиться, нам дали месяц (!), чтобы изучить корабль. Поверьте, там было, где заблудиться и поиграть в прятки.
– Как долго шли письма из дома?
– Примерно месяц. Мы очень ждали вестей из дома и сами с радостью писали. Нужно понимать, что мы не всё время находились в крейсере. Было два экипажа: один – в судне, другой – на берегу. В крейсер, понятное дело, никто писем не доставит, а когда моряки возвращались на сушу, первое, о чём вспоминали, – нет ли весточки с родной стороны.
– Когда вы возвращались на сушу, были ли какие-то трудности с адаптацией?
– Да, конечно. В крейсере действовала система регенерации, и воздух там был не настолько насыщен кислородом, как в атмосфере. И когда мы выходили на палубу и вдыхали полные лёгкие, то даже голова начинала кружиться. Поэтому на флот отбирают тех, у кого отличное здоровье и спортивная подготовка.
Великое множество вопросов задавали ребята. Про русалок, необъяснимые вещи, рыбалку, любимую песню, спорт и многое-многое другое. В окончание встречи дети примерили бескозырку гостя и сфотографировались на память. Мальчишки с интересом разглядывали головной убор с надписью «Тихоокеанский флот» и грезили о морях-океанах.
Но, как отметил Евгений Упоров, для того чтобы попасть на флот, нужно не только иметь добротную физическую подготовку, но и хорошо учиться.