История ислама в древнейшей пристани сибирских татар в Нижнетавдинском районе

Две красавицы-мечети и несколько захоронений вокруг Конченбурга – село по праву можно назвать нижнетавдинской Меккой. Мусульмане-паломники со всей России и стран Ближнего Зарубежья приезжают сюда, чтобы помолиться и почувствовать благостную энергию святых мест.

Поездка в Конченбург выдалась в последний день священного месяца Рамадан. Встретил нас председатель совета мечети Вадикзян Мухаметшин, который вместе с супругой Айсылу поведал об истории ислама, мечетей и захоронений мусульманских святых вкруг села. Это обширный пласт культурного наследия Сибири, который требует тщательного изучения и освещения. Откроем же серию публикаций, посвящённых Юртам Канченбургским, с истории местных мечетей.

Под сенью времён. На центаральной площади села, где сходятся главные улицы, стоят две красавицы-мечети. Старая построена в 1877 году. У председателя имеется архивная справка из фонда Оренбургского магометанского духовного собрания, сообщающая о числе приходов и духовных лиц по Тобольской губернии. Духовными лицами при мечети состояли имам-зямиг Абдулгариф Мухаметсадыков и мулла Ахметсалих Газизов Садыков. Старожилы помнят, что в 60-е годы партийное начальство пыталось свалить минарет и даже подогнало тракторы. Тогда между мечетью и машинами встал один уважаемый местный житель преклонного возраста с ружьём в руках. Он сказал, что уже стоит на пороге смерти и ему совершенно нечего терять, и если кто-то попытается накинуть трос на минарет, последует незамедлительный выстрел. Предприятие не удалось, а власть имущие уехали. Так дедушка отстоял мечеть. Доподлинно известно, что никаких мер в отношении него не было предпринято, ведь человек был заслуженный и уважаемый.

В 2023 году мечети исполняется 146 лет. Торжественное открытие новой состоялось 23 июля 2011 года. Незадолго до открытия был организован специальный сход граждан, на котором они пытались определить судьбу старой, проседающей под тяжестью времени мечети. Постановили разобрать, но ни у кого рука так и не поднялась. Вот и сейчас стоят они недалеко друг от друга, прочной нитью связывая прошлое и настоящее.

Вадикзян Нигмадзянович рассказал, что до старой в селе была ещё мечеть. Её судьба не осталась в памяти, но известно, что в советское время там возвели клуб, но он вскоре сгорел не то из-за короткого замыкания, не то по какой-то другой случайности. Хотя нет – это не дело случая, ведь место священное. Сегодня на нём располагается детская площадка.

Что касается новой мечети, то её строительством занимались всем миром. Началось оно ещё в 2002 году. Руководил работой имам Низам Бурганович Камалутдинов. Он организовал людей на сбор пожертвований и строительство. В Нижнетавдинском районе администрация и предприятия никогда не отказывали в помощи. Нижнетавдинский лесхоз предоставил лес, строительная организация «Эврика» дала железо для кровли, местные жители безвозмездно работали на стройке. В 2006 году имама не стало, и несколько лет здание оставалось бесхозным, хотя уже почти было готово к открытию. И только потом председатель мусульманской организации из Киндера Давлят-хаджи Хабибуллин вновь организовал жителей для завершения последних работ в мечети.

В дебрях этимологии. Конченбург получил такое название ещё в царское время. До этого населённый пункт известен как татарский аул Канцабыр. Наиболее близка к истине (на мой скромный взгляд) следующая версия происхождения названия: село названо в память о большом сражении за веру. «Кан» – «кровь», «цабыр» – «рубить». Эта теория подкрепляется захоронением мусульманского шейха Абдул-Менафа, который и привёз ислам сибирским татарам в XVI веке.

Десятки шейхов, исламских учёных, имамов и хаджей прибыли в Сибирское ханство по приглашению Кучума. В составе этой делегации прибыли два брата Абдул-Менаф и Абдул-Азиз. Захоронение второго обнаружено в селе Каш Вагайского района, а первого – юго-восточней Конченбурга в границах кладбища бывшей некогда деревни Байрык на берегу Иски вблизи одноимённого озера. Такие захоронения у сибирских татар называются «астана». Шейхи были миссионерами, они несли ислам народам, населяющим в то время Сибирь. Прибытие учёных мужей относят ко второму походу шейхов в 1563 году. Как вы знаете, немного позже здесь прошёл Ермак со дружиною, и края стали наполнятся русскими. И тут важно понимать сам термин «астана». Шейхов называли «авлия» – святыми (Абдул-Менафа татары называли Абдулманапом авлия), а это значит, что шейх, вероятно, принял смерть за веру. И потому гипотеза происхождения названия Конченбурга кажется вполне себе реалистичной.

В царское время, как уже говорили, название деформировалось под влиянием режима, и в окончании появилось немецкое -бург. Помимо прочего, правильнее было бы писать название с буквой «а» в корне, как то было во времена Юрт Канченбургских. Ещё один пример – село Киндер. Название тоже звучит с откровенной немецкой окраской, но ничего общего ни с Германией, ни её населением не имеет. Тут мы имеем дело с другим языковым явлением – обрубанием окончания. «Киндерле» – в переводе с татарского языка означает «место, где растёт конопля». Вот такие этимологические странности.

Продолжение следует. В разговоре с председателем мы узнали о нескольких захоронениях мусульманских святых округ Конченбурга. Помимо шейха Абдул-Менафа неподалёку похоронена и одна святая, которая в своё время лечила женщин от бесплодия.

К сожалению, в весеннее время добраться до этих мест не представляется возможным, так что придётся ждать лета, когда все лесные дороги будут доступней. А пока поздравляем всех мусульман с праздником Ид аль-Фитр (именно 21 апреля написан сей материал) и желаем, чтобы все ваши благие помыслы и дела были приняты.

Настоящий ресурс использует сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика. Продолжая использовать ресурс, вы автоматически соглашаетесь с использованием сервисом Яндекс.Метрика файлов "cookie" с целью сбора технических данных посетителей для улучшения качества обслуживания. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи "cookie", будет передаваться Яндексу и храниться на серверах Яндекса в РФ. Вы можете отказаться от использования "cookie", выбрав соответствующие настройки в браузере.
Закрыть