С этой милой, доброй женщиной я познакомилась давно. В те годы она работала в школе, а я приезжала в Велижаны в командировку. Встретились, поговорили, много интересного я тогда услышала, что-то и мне пригодилось в делах.

Прошли годы, недавно я в соцсетях прочитала, что Людмила Ивановна делает одно очень хорошее, доброе дело (об этом чуть позже), и приняла решение съездить в гости к ней.

Для начала позвонила, договорилась о встрече. Людмила Ивановна сразу же согласилась.

И вот моя дорога лежит в Иску.

Хозяйка встречала нас у ворот с распростёртыми объятиями в прямом смысле слова. Обнялись, поздоровались, ведь очень давно не виделись. А далее в уютнейшем садике, на скамеечке пошёл задушевный разговор.

Основа основ

Жизнь маленькой Люды началась в Нижней Пристани. Там семья обосновалась после войны.

Её родители были сосланы в Нижнетавдинский район из Поволжья в 1941 году. Отца поставили председателем колхоза в Мияссах, мать устроилась дояркой, в семье тогда уже было пятеро детей.

– Зная не понаслышке, как тяжело выживать и растить ребятишек, отец решил помочь одной многодетной семье и выдал им два лишних килограмма зерна, за что и поплатился, – вспоминает Людмила Ивановна. – Пришли ночью, увезли в неизвестном направлении, и шесть лет не было о нём известий. Вернулся, тяжело было… Помотала их жизнь. В Мияссах решили не оставаться, переехали в Нижнюю Пристань, там лес сплавляли, вместе с родителями и старшие дети работали. Там я и родилась.

В 1957 году отца назначили паромщиком, и семья перебралась в Нижнюю Тавду. Здесь и прошли все детские, подростковые и юношеские годы девочки Люды.

Она была самой младшей, и родители ничем её не нагружали. Игры, уроки, занятия в спортивной секции, хобби – вот и всё, чем занималась девочка.

В первый класс она пошла в начальную школу на Сенном. Пешком по четыре километра туда и обратно, но ходила одна, не позволяла никому себя сопровождать. Потом пятый класс – уже в центре. И опять пешком, автобус не признавала. Закончатся уроки, сбегает домой покушать и обратно, в спортивную школу. А в свободное время любимое увлечение – с удочкой на речку.

– Так привыкла к реке, что и сейчас у меня дома аквариум стоит, любуюсь рыбками, – говорит моя собеседница.

Учёба давалась ей легко. Всё она усваивала с уроков. А дома практически ничего не учила. Да и когда?! Прийти домой, воды наносить, и если это зима – то надо успеть горки накатать в «тундре», а летом на «восьмёрку» с удочкой.

– Учителя у меня были хорошие, настоящие, они давали материал так, что он оседал вот здесь, в голове, а не вылетал мимо, – добавляет Людмила Ивановна. – Я их всех до сих пор помню. Первая моя учительница – Вера Афанасьевна Зорина. Учитель химии – Мария Петровна Павлыгина, физики – Валентина Георгиевна Крестьянникова, истории – Нина Геннадьевна Болдырева, биологии – Нина Григорьевна Новопашина, географии – Любовь Пантелеевна Девяткова, её ещё наши мальчишки называли Люба-Паня. Вот такие все учителя!

Только благодаря им и моим родителям я стала тем, кто я есть сейчас. В семье и в школе мы получали основу основ жизни.  Старшие сёстры всё время мне говорили, как жить-то будешь, Людмила? Избалованная ты, по дому ничего не делаешь. А я всё видела и запоминала. Видела, какой порядок был у отца в делах, как вела хозяйство мама. И всё это мне пригодилось в жизни.

Судьба…

Свой собственный жизненный путь Людмила Ивановна начала практически сразу после окончания школы в 1970 году.

Отец хотел, чтобы дочь стала юристом, адвокатом. Поехали в Свердловский юридический институт, а там при поступлении нужно иметь года стажа. Устроилась Людмила Ивановна в Нижнетавдинский суд, стала разносить повестки, да не долго. Буквально накануне начала учебного года вызвали её в РОНО. Там, кроме неё были ещё несколько девушек, все из немецких семей.

– Обратился к нам заведующий Майер, к сожалению, не помню уже имени-отчества, говорит: «В восьми школах районе не преподаётся немецкий язык, выручайте» и перечислил в каких. В списке значилась Миясская, и я сразу решила ехать туда. А уже осень, дорог нет. Родители меня собрали, посадили на «Зарю». Помните, ходил такой катер от пристани, что у КБО располагалась? Добралась я на нём до Первомайки, а оттуда пешком к пункту назначения. В школе я немецкий не очень-то и уважала, думала, зачем он мне нужен?

А тут сразу учителя своего вспомнила, Ангелину Александровну Медведеву. Через неделю после начала занятий собралась и чуть ли не пешком в Тавду прибежала к ней домой. Посидели, поговорили, она мне свои методички дала. Проработала я в школе четыре года. А каждую осень мы с ребятишками работали на уборке картофеля в совхозе «Миясский», в две смены. Организовывала эти пересменки я.

Вот тут и заметил организаторские способности девушки местный агроном Николай Ефимович Кузьмин и предложил ей перевестись в совхоз.

– Давай, Людмила Ивановна, переходи, говорит, к нам, помощником бригадира на первой, центральной бригаде будешь. А она даже больше, чем тогдашний колхоз имени Дзержинского была.

31 мая в школе закончились занятия, а уже второго июня в трудовой книжке молодого специалиста появилась запись: «Помощник бригадира тракторно-полеводческой бригады совхоза «Миясский».

Кузьмин успокаивал девушку, говорил: «Не переживай, всему научим, у тебя есть способности».

– Не успела привыкнуть к новым обязанностям, и буквально через неделю не вышел на работу бригадир. Три дня его не было, – вспоминает Людмила Ивановна. – Николай Ефимович ко мне: «Почему ничего не говоришь?». Я пожимаю плечами, что тут скажешь. И новый приказ в трудовой книжке: «С 10 июня – бригадир тракторно-полеводческой бригады совхоза «Миясский». И так меня захватило это сельское хозяйство, так всё интересно оказалось…

Конечно, были и слёзы, и обиды, но всё переварилось. Очень хорошим наставником оказался Николай Ефимович Кузьмин. Его советы я воплощала в жизнь прямо там, на полях. А ещё были у нас опытные делянки, где под умелым руководством Александры Денисовны Кулифеевой ребятишки осваивали сельскохозяйственный труд. Практически жили мы с ними там же, в вагончике. Вот так и шло трудовое воспитание подрастающего поколения.

Спустя пять лет девушке предложили должность секретаря парткома в колхозе «Путь коммунизма». Согласилась. Приехала, посмотрела, сравнила с деятельностью в совхозе и подумала: почему же здесь так неправильно работают? Начала советы давать взрослым мужчинам. Конечно же, всё воспринималось поначалу в штыки. Но упорство, настойчивость, умение работать с людьми сделало своё дело.

– Мне Николай Ефимович всегда говорил: «Будь с людьми, общайся, работай, и будет результат». Так оно и есть. Я никогда не делила людей на категории плохой-хороший, пьяница-начальник. Каждый – человек.  Сейчас, оглядываясь назад, понимаю, что действительно я всегда была с людьми, они шли ко мне. Уже работая парторгом, часто встречалась со своим наставником. Николай Ефимович к тому времени работал председателем колхоза «Красное знамя».

Слушает меня молча, а потом, провожая до машины, возьмёт и скажет всё, как надо. Еду домой и понимаю, вот здесь я поступила правильно, а тут надо исправить свои ошибки.

Вся жизнь Людмилы Баталовой посвящена людям. Работая в сельсовете, она старалась услышать каждого пришедшего, помочь в силу возможностей.

– Ух, сколько судебных инстанций мы прошли с односельчанами, сколько казённых порогов обили. Помню, случай был. Жили напротив совета супруги Кувалдины, старенькие уже. И тут случилась напасть. Приехала из Калининградской области какая-то женщина и стала права предъявлять на их участок. Якобы это их родовая земля, семью выселили отсюда, когда ей было пять. А сейчас ей 75. Сергей Сергеевич до слёз расстроился. Жил себе тут, и вдруг дом отбирают. Я сказала, если надо – в суд поедем. Поехали.

Предоставили все документы – наша правда. А женщина не унимается: «Все вы тут купленные, я в областной суд обращусь». Опять старички в расстройствах. Через несколько недель вызывают нас в город. Поехали туда, вновь рассказали всё, суд признал нашу правоту. И на душе после этого такое удовлетворение стало. Вот так и до сих пор идут ко мне люди за помощью, а я не отказываю. Приходите, если смогу – помогу.

Добрыми делами отмечен жизненный путь Людмилы Ивановны. К примеру, стоит у дороги Нижняя Тавда — Тюмень Поклонный крест. Поставлен он для того, чтобы проезжающие остановились, поклонились, помолились за себя, за своих родных и близких. Красивый, добротный. Вот только поначалу сорняками зарастать начал. Проезжала Людмила Ивановна мимо, увидела это безобразие, и душа неспокойна стала. Взяла дома газонокосилку, приехала и привела территорию вокруг креста в порядок. Удалила сорняки, и как-то пусто стало.

Решила садить цветы вокруг. С февраля сеет семена на рассаду, весной высаживает, потом до самых заморозков ухаживает за этой красотой. Наберёт дома воды во фляги, едет – поливает. А носить приходится вёдрами от дороги. Подъехать ближе нельзя. Но не ропщет женщина, ведь для блага делается, чтобы глаз проезжающих любовался.

Душа болит за будущее

Людмила Ивановна уже более 10 лет на пенсии, но спокойно не живёт. Сейчас её заботит воспитание подрастающего поколения.

– Перед пенсией я шесть лет проработала в школе учителем технологии. Там теплица была. Мы с ребятишками привели её в порядок, и я стала приучать детей к сельскохозяйственному труду. Хорошие результаты получались, к нам даже приезжал из области редактор «Тюменской правды», брал интервью, а фото наше было на первой полосе газеты. Он говорил, что надо нас ставить в пример другим, что вот такой и должна быть сельская школа. Мои уроки строились на добровольности.

К примеру, пришли ко мне десятиклассницы, я им говорю, что сегодня занимаемся пикировкой растений. Некоторые с удовольствием приступили к делам, другие с сожалением посмотрели на свои ноготочки. Вот им я предлагала присесть за стол и слушать нас.

Не настаивала и не заставляла, но к труду старалась приучить всех. Говорила им: «Сделали дело, оглянитесь, проанализируйте, подумайте, всё ли так». И помогало, многие до сих пор вспоминают те уроки и благодарят меня. И не только школьники, но и их родители. А сейчас? Где трудовое воспитание? Доску помыть детям нельзя, пол тоже, нарушаем конституцию. На пришкольном участке поработать — надо прежде разрешение у родителей получить. Что это такое? Кого растим? Какое будущее у нас будет?

Порядок должен быть во всём. И в делах, и в мыслях. Воспитывать надо на своих примерах. Не бояться делать ошибки и исправлять их.

Место силы

Мы сидели на скамеечке говорили о делах житейских, слушали пение птиц и любовались лесным пейзажем, который начинался сразу за участком.

– Мне есть чем поделиться с людьми, есть опыт житейский, к которому я тоже пришла не сразу.  Помогли добрые люди, с которыми я столкнулась на своём пути. Вот там видите, растёт берёзка, это у меня олицетворение Анны Ивановны Павлушковой, моя давняя хорошая знакомая. Она всегда говорила, что все наши напасти и болезни от нервов, сначала надо успокоиться, а потом уже и за лечение браться. И шла от неё такая сильная энергетика, вот прямо такая же идёт и от этой берёзки. Я всегда прихожу к ней, обнимаю и делюсь своими заботами, а в ответ получаю силу жизненную, мудрость.

Пойдёмте, я покажу свою тропу здоровья.

Мы неспешно шли по большому ухоженному саду Людмилы Ивановны. На фруктовых деревьях поспевали яблоки, груши.

– Посмотрите, никогда такого урожая не было. Ветви гнутся от плодов. А ведь много лет назад я хотела спилить это дерево. Купили мы тогда в областном питомнике несколько растений, в том числе и яблоньку сорта «барвинок», универсальный опылитель, как нам сказали. Пять лет дерево росло, цвело, а плодов не давало. И я решила избавиться от него, а соседка уговорила ещё подождать. И в тот год появились первые плоды… Груши! Вот такое дело. С тех пор и растёт «барвинок» (смеётся).

По пути заглянули в теплицы. На дворе осень, а там настоящее лето. Помидоры, перцы, огурцы зелёные, увешанные плодами. Заботами и трудами Людмилы Ивановны собирается огромный урожай.

– От дома начинается моя тропа здоровья, – продолжает рассказывать женщина. – Зимой беру лопату и чищу дорожку по саду до берёзки, потом по периметру участка, мимо леса.

А участок у неё немаленький.

– Раньше, когда корову держала, картофель садила. Сейчас сокращаю посадки, засеиваю землю газоном. И красиво, и сорняки не растут, да и мне меньше забот. Пройдусь газонокосилкой, соберу травку и на компост. Вот так и живу, своими трудами и заботами.

Разговаривая, мы угостились наливными яблочками, полюбовались осенними цветами. Людмила Ивановна провожала нас и настоятельно приглашала в гости зимой – прогуляться по тропе здоровья. Обязательно приедем!

Настоящий ресурс использует сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика. Продолжая использовать ресурс, вы автоматически соглашаетесь с использованием сервисом Яндекс.Метрика файлов "cookie" с целью сбора технических данных посетителей для улучшения качества обслуживания. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи "cookie", будет передаваться Яндексу и храниться на серверах Яндекса в РФ. Вы можете отказаться от использования "cookie", выбрав соответствующие настройки в браузере.
Закрыть