Ветеран педагогического труда Евдокия Сулимская – о малокомплектных школах и дистанционном обучении.

Изначально я подразумевал написать статью о жизни и работе чугунаевского педагога, но беседа получилась совсем другой. Были озвучены проблемы совместного обучения детей из-за малого числа учеников в классах и организации образования во время локдауна.

В 1993 году Евдокия Сулимская устроилась учителем начальных классов в Чугунаевской школе. Зачастую приходилось работать на уроках одновременно с двумя-тремя классами, потому что школа была малокомплектная, как и детские коллективы. Бывало и так, что один из них занимался по коррекционной программе.

 – А как это осуществить на практике? – задаю вопрос моей собеседнице. – Ведь у них разные уровни понимания.

– Приходилось сочетать формы работы: одним объясняю материал, другие готовятся самостоятельно.

 – С чем связана такая организация?

– Если нужное количество детей в классе не набирается (раньше это было18 учеников), то классы приходят на занятия вместе.

 – Как вы считаете, такие совместные занятия влияют на педагогический процесс?

– Да, конечно. То ли я с одним классом буду заниматься, то ли с двумя или тремя. В таких условиях ученикам приходится больше заниматься самостоятельно, но эта форма работы под силу «хорошистам» и отличникам, а что усвоят дети со слабыми познавательными способностями?

Комментарий

Я задался вопросом, есть ли на федеральном уровне понятие минимального количества учеников в классе? Заместитель начальника управления образования Нижнетавдинского района Ольга Листова дала такое объяснение:

– Согласно новому СанПину нет понятия минимального количества учащихся, ниже которого классы бы объединяли. Раньше эти нормы были прописаны законом, и на протяжении многих лет школы так работали, но сейчас это понятие упразднено. Я проверю информацию, которую вы сообщили.

Евдокия Ивановна подчеркнула, что практика совмещённых занятий продолжается по сей день. До 2019 года она вела два класса. Сейчас другой учитель преподаёт таким же образом. Это не единичные случаи, а деятельность на постоянной основе.

Дистанционный формат себя не оправдал

Также в ходе беседы речь зашла о дистанционном обучении, которое было введено во время всеобщей самоизоляции и сейчас периодически применяется, когда классы отправляют на карантин.

По мнению Евдокии Ивановны, толка от таких занятий немного. Прежде всего, потому, что дети не дисциплинированны и не подключаются к онлайн-занятиям.

– Бывает, что части класса нет на уроке, – рассказывает педагог. – Просто спят или не хотят заниматься. Родители на работе, так что заставить и проконтролировать их некому. Есть и другая проблема: низкое качество Интернета. Например, в деревне Большой Заморозовке, откуда я родом, нет ни телефонной связи, ни Интернета. Невозможно проводить занятия, передавать задания, контролировать качество выполнения работы.

Остальные, у кого порядок с Интернетом, научились списывать задания, которых море в открытом доступе, но реальными знаниями и навыками они не овладели.

Вывод из этой истории простой: для того, чтобы заниматься в онлайн-формате, нужно  иметь волю и ответственность, владеть некоторыми навыками самообразования – дети в большинстве своём такими качествами не обладают.

Учитель – это не равнодушный робот, которому неважно, слушает ли его ученик, вырастет ли он достойным человеком. Педагоги работают нервами, они разными коммуникативными приёмами заставляют учиться, преодолевая сопротивление. Поэтому в ближайшие годы никакая программа, никакой искусственный интеллект не заменит живых людей и общения.

Страничка личной жизни

Сегодня жизнь Евдокии Сулимской связана с уходом за престарелой мамой Екатериной Васильевной Кручининой. Когда-то учитель жила в собственном доме, но приняла решение переехать к возрастной маме, когда она сломала руку.

У участницы трудового фронта был старенький домик, и дочь его благоустроила: провела электрическое и газовое отопление, сделала душ и тёплый туалет. И теперь они прекрасно поживают вдвоём в уютной сельской усадьбе. Племянники – соседи часто навещают свою тётю и бабушку.

К сведению

Евдокия Ивановна Сулимская  имеет более 38 лет педагогического стажа. До 2020 года работала учителем начальных классов. В прошлом году она  сменила специализацию, пройдя аттестацию по русскому языку и литературе, что свидетельствует о постоянном стремлении к саморазвитию. По выслуге лет педагог уже на пенсии, но продолжает активно работать и участвовать в общественной жизни школы. В 1995 году она получила почётную грамоту районного отдела образования, в 2001 – почётную грамоту департамента образования, в 2013 – благодарственное письмо областной Думы. Евдокия Сулимская  ветеран труда.

Екатерина Васильевна, которой исполнилось 89 лет, ещё на ногах, здраво рассуждает, правда, стирать и готовить она уже не может. Другие дети, живущие в городе, тоже навещают маму.

Послесловие

Судьба Евдокии Ивановны Сулимской неразрывно связана  с жизнью школы и её проблемами. Хочется надеяться, что озвученные моменты будут услышаны, и, если есть возможность, устранены, чтобы дети получали самые качественные знания.

Сергей Губарев

От Press

Настоящий ресурс использует сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика. Продолжая использовать ресурс, вы автоматически соглашаетесь с использованием сервисом Яндекс.Метрика файлов "cookie" с целью сбора технических данных посетителей для улучшения качества обслуживания. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи "cookie", будет передаваться Яндексу и храниться на серверах Яндекса в РФ. Вы можете отказаться от использования "cookie", выбрав соответствующие настройки в браузере.
Закрыть