Слесарь по ремонту сельхозмашин, оператор машинного доения, животновод. Эти специальности появились в Агротехнологическом колледже в Нижней Тавде.Их ребята выбирали сами. К пожеланиям прислушались в управлении образования района.
Учёба — в радость
Школьникам предложили заполнить анкеты: выбрать из десяти профессий именно те, которые хотели бы освоить. Остановились на трёх.
— В будущем планируем расширить список в рамках проекта Тюменской областной Думы «Агропоколение». Он стартовал здесь в 2014 году, — уточнила заведующая отделением Агротехнологического колледжа Инна Иволгина. — Сначала мы занимались просто профориентацией. Старались заинтересовать учащихся специальностями, востребованными на селе. Чтобы, получив диплом, они оставались в своём районе. В 2015-м открыли три агрокласса: работаем с Нижнетавдинской, Чугунаевской, Велижанской, Киндерской школами.
Парням и девчатам (их, к слову, немало!) учёба в радость. Занятия лишь отдалённо напоминают привычные школьные уроки. Преподаватели используют всевозможные слайд-шоу, видеофильмы. Практику ребятам предстоит пройти на предприятиях — в условиях реального производства. Некоторым удаётся и трудоустроиться: и к профессии присмотреться, и получать зарплату. Пока временно. В перспективе — вернуться уже дипломированным специалистом.
— В Нижней Тавде мы заключили шесть договоров — и это немало! — подчёркивает Инна Валерьевна. — Учащиеся агроклассов смогут пройти практику на этих предприятиях. В свободное от учёбы время, по субботам. По окончании курса получают сертификат о том, что получили первоначальные профессиональные навыки. А это — преимущество при поступлении в колледжи аграрного направления.
Пионеры дуального обучения
Студент колледжа Денис Сериков в выборе будущей профессии определился сразу. Решил, как отец, заниматься сельским хозяйством. Благо и учиться на тракториста-машиниста можно, не уезжая из родного села.
— Я только первые шаги в профессии делаю. Всего учиться мне два года десять месяцев. Но уже понял: туда попал, не ошибся! — уверяет. — Мне интересно и теорию изучать, и на практических занятиях — с техникой возиться. Настоящая мужская работа. Чуть освоюсь — и отцу стану помогать серьёзно. Вообще после колледжа планирую в Нижней Тавде остаться. Постараюсь проявить себя на практике. Чтобы заметили… Глядишь, и с трудоустройством всё сложится.
— А где же с этой самой техникой возишься? Неужели на производство выезжали? — интересуюсь.
— Нет. Пока в лаборатории при колледже. Чего там только нет!
Мы, конечно, на слово парнишке поверили. Но в одну из лабораторий заглянули — и ахнули, увидев различные машины, комбайн, трактор, сеялку…
— Всё настоящее, живое, — улыбается преподаватель Олег Кириллов. — На занятиях мальчишки учатся управлять комбайном на симуляторе, а также искать неисправности в сельхозтехнике и устранять их. Смогут «укротить» отечественную, никакой Джон Дир не испугает. Сами понимаете, такие специалисты будут нарасхват.
Эти ребята — трактористы-машинисты сельскохозяйственного производства — занимаются в рамках дуального обучения. То есть большую часть времени (70 процентов) проводят не за партами в классе, а на практике.
— Потому и учебный график немного сместился, — отмечает Инна Иволгина. — Зимние каникулы длятся пять недель вместо двух. Но летом начинается отработка на предприятиях. С апреля наши студенты уходят на производственную практику. Вернутся на учёбу только в декабре. Нет, мы не отпускаем их в свободное плавание. С парнями будут и преподаватели, и мастера производственного обучения. За ними закрепят наставников с предприятий… Программа дуального обучения перенаправлена на производство. Некоторые темы, предусмотренные Федеральными государственными образовательными стандартами, отрабатываются непосредственно на предприятиях.
Кадры для села
В Агротехнологическом колледже учится 325 человек. Студенты в основном местные — из Нижней Тавды. Есть также ребята из других районов Тюменской области, Свердловской, ЯНАО. Иногородним предоставляется общежитие.
— У нас два трёхэтажных общежития. Одно — для юношей, другое — для девушек, — говорит Инна Валерьевна. — Оплата чисто символическая, 1800 рублей в год. Условия очень комфортные: комнаты на двух-трёх человек. Имеются душевые, комнаты отдыха, кухни на каждом этаже. Только приезжай — и учись!
Поступить в колледж можно как после 9-го, так и после 11-го класса. Список профессий разнообразный: технология мяса и мясных продуктов, технология производства и переработки сельхозпродукции (на базе девяти классов). Механизация сельского хозяйства; электрификация и автоматизация сельского хозяйства (на базе 11-ти классов).
— Ребята идут к нам учиться осознанно. Большинство родом из сел и деревень, труд на земле для них привычен, — рассуждает Инна Иволгина. — Получив диплом, не стремятся уезжать. Наши выпускники видят, что нужны на селе, что в них заинтересованы.
Действительно, возможность устроиться на работу, да ещё и по выбранной профессии, — это хорошая мотивация не искать счастья в городе.
— В нашем районе сельское хозяйство развивается, — замечает собеседница. — Толковые специалисты нужны и в крестьянско-фермерских хозяйствах, и на частных предприятиях.
— Какие ещё преимущества есть у ваших студентов?
— Мы предлагаем непрерывное образование. А значит, у них есть прежде всего конкурентное преимущество! По окончании колледжа ребята могут поступить в Государственный аграрный университет Северного Зауралья. Без результатов ЕГЭ!
Хочу подчеркнуть: колледж сегодня — не училище пятилетней давности. Это новый уровень подготовки с использованием новых технологий. Государственная итоговая аттестация проходит в другом формате — с учётом стандартов WorldSkills. Выпускную практическую работу студенты делают либо в колледже (если позволяет материальная база), либо на предприятии. Необходимо составить план: что, зачем… Описать технику безопасности. Затем работу выполнить — и самому оценить. Это же сделает и комиссия. В неё входят представители работодателей, эксперты WorldSkills. За каждую операцию они ставят баллы, которые суммируются — так и получается оценка по ГИА.
При центре непрерывного аграрного образования Тюменской области создана лаборатория независимой сертификации. Уже дипломированные выпускники колледжа сдают там экзамен. Если успешно — получают сертификат, который также даёт преимущества при трудоустройстве. Работодатели заинтересованы в таких специалистах, которым не требуется время для адаптации на производстве и которых не нужно доучивать.
325 человек учится в колледже. Студенты в основном местные — из Нижней Тавды.