Отголоски Великой Отечественной. Судьба стрелка-радиста из Юрты Иски

By
Updated: Декабрь 12, 2018

11 августа 2018 года в районе села Ямное Яковлевского района Белгородской области специалистами историко-поискового клуба «Огненная дуга» проводились поисковые мероприятия с целью обнаружения номерных агрегатов самолётов, сбитых в годы Великой Отечественной войны. Им улыбнулась удача: номер двигателя пикирующего бомбардировщика ПИ-2 был найден, а уже после установлен экипаж. В составе экипажа оказался и наш земляк Тимербулатов Ахмет, призвавшийся из Юрты Иски в то время ещё Велижанским районным военным комиссариатом.

О герое по крупицам

Третьего декабря в рамках Дня неизвестного солдата в Чугунаево ещё один солдат вернулся на родную землю. К сожалению, никаких останков найдено не было. Но стало известно то, при каких обстоятельствах погиб Тимербулатов Ахмет. На мероприятие прибыли его родственники: внук и сыновья младшей сестры, которые и рассказали о жизни героя до войны.

Тимербулатов Ахмет родился в 1918 году. До армии он работал в школе деревни Юрты Иска преподавателем географии, а его супруга была в ней директором. В 1939 году он убыл на срочную службу в ряды Советской Армии в Минск. Осенью 1941 должен был уволиться и уйти в запас, но началась Великая Отечественная. Нашего земляка направляют в город Козельск Смоленской области в Школу младших авиационных специалистов, где он обучался на воздушного стрелка-радиста. Затем в составе 854 бомбардировочного авиационного полка 162 гвардейского бомбардировочного Висленского орденов Суворова и Богдана Хмельницкого авиационного полка отправился на врага.

«Последний бой, он трудный самый…»

Выдержка из Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации: «Воздушный бой проведён 5 июля 1943 года. Группа в составе девяти самолётов <…> с горизонтального полёта бомбардировала живую силу и технику противника в д. Бутово с высоты 2700 метров. В районе начала боевого пути девятка была встречена сильным заградительным огнём до 150 разрывов в залпе. <…> При подходе к нашим самолётам истребители противника разбились на три группы, одна из них произвела лобовую атаку, а две группы стали заходить в хвост нашей девятки с правого и левого флангов. Первая группа произвела атаку в лоб и ушла под строй девятки с последующим выходом для атаки сверху сзади. Истребители прикрытия были отсечены истребителями противника. Атаки истребителями противника производились замкнутым кольцом, в силу чего звенья были разбиты, строй нарушен, а также была нарушена система огня. В результате тяжёлого неравного боя наши потери – 6 самолётов ПЕ-2. Потери противника – 5 истребителей…»

Пятого июля 1943 года был сбит экипаж, в который входили лётчик Жижко Евгений (Украинская ССР), штурман Степанов Александр (Белорусская ССР) и уроженец ныне Нижнетавдинского района стрелок-радист Тимербулатов Ахмет.

«Пешки» во времена Второй Мировой

Пешками прозвали пикирующие бомбардировщики ПЕ-2, названные в честь конструктора Петлякова. История создания этого самолёта началась во второй половине 1938 года. В системе НКВД было организовано так называемое ЦКБ-29 (его ещё называли ОТБ – особое техническое бюро), которое получило задание создать высотный истребитель-перехватчик. Необходимость в таких боевых машинах появилась после воздушных боёв в Испании и Китае. Несмотря на сложность и новизну дела, проектирование самолёта шло очень быстро. Уже в мае 1939-го его макет был утверждён военными, которые по ходу разработки стали менять своё отношение к назначению машины. Технический совет предложил Петлякову переделать его в более перспективный для военно-воздушных сил вариант пикирующего бомбардировщика.

В июле 1940 года вышло постановление о запуске самолёта в серию сразу на двух заводах. Самолёт Пе-2 из-за чрезвычайно сжатых сроков, отпущенных на его создание и испытания, имел серьёзные недочёты. Из-за недостаточно высоких несущих свойств крыла «пешки» отличались сложным пилотированием и посадкой. При остановке одного из двигателей машина столь резко реагировала креном, что иногда оказывалась на спине прежде, чем лётчик успевал принять меры. Несмотря на эти недостатки, Пе-2 оказался весьма эффективным оружием, да и единственным серийным пикирующим фронтовым бомбардировщиком.

Награды воздушного стрелка-радиста

В январе 1943 года Тимербулатов Ахмет за образцовое выполнение боевых заданий в борьбе с немецкими оккупантами, проявленное при этом мужество и отвагу, от имени Президиума Верховного Совета СССР был награждён медалью «За отвагу». Выдержки из сопроводительной характеристики: «Тов. Тимербулатов показал себя дисциплинированным младшим командиром, не имеющим ни одного взыскания.. В полёте он бесперебойно держит связь и успевает отбивать атаки истребителя противника огнём своих пулемётов. При боевом вылете 6 января 1943 года самолёт тов. Тимербулатова трижды был атакован двумя истребителями противника, но благодаря меткому огню все атаки были безрезультатными, и самолёт вернулся на свой аэродром без единой пробоины. В этот же полёт тов. Тимербулатовым были обстреляны наземные войска противника и подавлен огонь зенитной точки…»

Приказом 1-го бомбардировочного авиационного корпуса от 3-го июля 1943 года наш земляк был представлен к Ордену Отечественной войны второй степени. Через два дня после приказа о награждении Тимербулатов Ахмет погиб в бою.

В заключение

Что сегодня осталось от героя? Многое. Не только имя, высеченное на стеле в селе Чугунаево. Не только прямые потомки в лице внука и его детей. Теперь известна его судьба на поле боя. Как же важна работа поисковых отрядов! Они пролили свет на вклад в ход войны старшины из небольшой сибирской деревни. Родственникам, односельчанам и всем жителям Нижнетавдинского района важно знать о таких людях. На их примере мы понимаем, что значит мужество. У нас вызывает гордость понятие Родины. У миллионов советских людей, находящихся на линиях фронта, дома остались семьи, жёны, дети. Ради них, ради их свободы они готовы были отдать жизнь. И отдали многие.

Сергей КВАСОВ

You must be logged in to post a comment Login