Cказка о сером волке… и правда об оптимизации

By
Updated: Январь 25, 2016

Весной 2014-го в село пришла реорганизация — и «Колосок» превратился в образовательный комплекс из четырёх корпусов. Как объясняют специалисты, оптимизация, о которой сегодня не говорит только ленивый, — это приведение в правильное соотношение двух «категорий»: того, что вкладывается в образование, и того, что в результате должно получить общество. Смысл её прост: экономное расходование средств, сокращение штатов… Оптимизация пугает многих взрослых так же сильно, как малышей серый волк из сказки.

— Мы тоже переживали. Но ничего, в дошкольном образовании процесс завершён. Теперь вышли в плавание, — рассказывает директор детского сада «Колосок» Елена Нефёдова. — Насколько всё пройдёт безболезненно, зависит от того, кто окажется у руля. Если заинтересованный, неравнодушный человек, который сам не боится и готов принять перемены и ответственность, всё получится.

Мне бояться было нечего! Опыт — большой. Знаю, каково это — быть воспитателем или его помощником. Теперь знаю, как директору работается. Раньше считалось: на руководящей должности в образовании должен работать педагог, на производстве — мастер… Ничего подобного: нужен именно менеджер, управленец. А ему — хорошая команда. Люди, которым доверяешь, на которых можно положиться.

— Полтора года назад в Нижней Тавде было четыре отдельных детских сада. Каждый со своими правилами, — продолжает собеседница. — Требовалось установить общие для всех. Правила — не блажь и не прихоть, а необходимость: людям так проще сориентироваться, как действовать в той или другой ситуации. Естественно, проблем с реорганизацией хватало. Её противников было немало. Объединение проходило очень сложно. Убеждала сотрудников, доказывала им, что это хорошо. Как? Личным опытом, примерами, просто работой. Спасибо администрации района, поддержали. Нас загружали всевозможными районными мероприятиями, готовиться к ним приходилось всем вместе. Тут-то и заработал социальный капитал: воспитатели стали обмениваться опытом, чему-то учить друг друга…

— Неужели обошлись без сокращений? — допытываюсь.

— К счастью, коллектив сокращать не пришлось. Оптимизация коснулась лишь администрации, — уверяет. — К моменту реорганизации директора детских садов были пенсионерами — и просто ушли на заслуженный отдых. Из прежних руководителей остались я и Светлана Петровна Королёва. Она стала методистом в «Колоске».

— Родителей сложно было убедить в целесообразности перемен?

— Признаться, гораздо проще, чем сотрудников. Мамы, папы какое-то время присматривались к ситуации: она менялась, но в лучшую сторону. Мы стали более открытыми: проводим совместные мероприятия с родителями, чтобы они участвовали, общались с воспитателями.

Менять устоявшийся годами уклад детсадовской жизни здесь начали с… меню. Сделали его общим во всех четырёх корпусах. Результат порадовал. Довольно скоро прекратились на селе разговоры: мол, в этом садике вкуснее, чем в другом, кормят.

Как в большой семье

Село — это особый мир. Стать его частью непросто. Не у каждого получится. Здесь не уедешь на другой конец города, где тебя никто не знает, не отвлечёшься от работы. Люди ходят одними и теми же дорожками, каждый на виду.

— Я человек городской, — признаётся Елена Нефёдова. — На селе живу пять лет. Приехали — ни участка, ни огорода… Да и времени на такие хлопоты попросту не было. Наступила осень — соседи то картошки, то помидоров приносили. Хочешь не хочешь, урожаем поделятся, голодным не оставят! Ты становишься частью большой семьи. Разумеется, и на работе это сказывается: когда люди так плотно общаются, сложно друг друга обманывать. Если тебе что-то поручили, выполняешь на совесть.

— У нас есть всё, что нужно для жизни, — включается в разговор заместитель главы Нижнетавдинского района по социальным вопросам Ольга Куксгаузен. — Детский сад, школа, Центр культуры и досуга, храм… Здесь комфортно. Зачем искать удачу в других краях? Приезжают к нам специалисты из Курганской, Свердловской, других областей.

— Свои-то возвращаются, получив диплом? — интересуюсь.

— Конечно. Им рады, — улыбается Елена Нефёдова. — Растим своих педагогов. Несколько человек учатся сейчас в Тобольске, уже пробуют себя как помощники воспитателей. В детском саду работать сложно: попробуй привлечь внимание 25 малышей (в группах по списку — около 40 ребятишек, средняя посещаемость — 25-28). Нужно уметь удивить, заинтересовать чем-то новым. И так каждый день. Не всякий молодой специалист выдерживает нагрузку. Некоторые сдаются… Те, кто остаётся, прирастают корнями.

Внимание — каждому ребёнку

Пока малыши отдыхают (по расписанию — тихий час), Елена Леонидовна предлагает нам прогулку по детскому саду. В нём для дела используется каждый сантиметр площади. От множества ребячьих работ захватывает дух. Поделки, рисунки на разные темы представлены на каждом этаже.

— Присмотритесь, у нас все коридоры — «живые», — обращает внимание директор. — Оформление ребята делали вместе с родителями. Совместное творчество  только в радость!

— Выставку, посвящённую Году литературы, скоро сменит другая — к Году кино, — продолжаем экскурсию. — На этом этаже разместили методический уголок для воспитателей. Есть минутка-другая — работают. Количество кабинетов у нас ограничено, да и не нужны они в детском саду. Этот мягкий уголок мальчишки облюбовали. Не заставляем их только в своей группе сидеть. Можно и в коридор выйти, поиграть, работы посмотреть, пообщаться…

Заглядываем в одну из групп — воспитательница готовится к занятию. Так же старательно, как учитель в школе: просматривает методическую литературу, оформляет доску.

— К чему такая серьёзность? А иначе нельзя! Детский сад — первая ступенька в системе образования наших детей. От того, что будет заложено в ребёнка, как он научится воспринимать мир и находить своё место в нем, зависит его успех не только в начальной школе, но и в жизни, — комментирует Ольга Куксгаузен. — Талантливых ребятишек можно разглядеть уже в детском саду. Каких только им занятий не предлагают: лепка (тесто, пластилин), рисование различными видами красок, аппликации… Где-то обязательно способности проявятся. Замечаем, даём возможность им развиваться.

— В нашем саду и шахматный кружок есть, — снабжает нас информацией Ольга Владимировна. Социальные вопросы Нижнетавдинского района она знает лучше, чем таблицу умножения: врасплох не застанешь. — Там своя программа обучения. В школу ребята идут уже подготовленными. Важно и дополнительное образование. С  детьми в саду занимаются и по дополнительной программе. Родителям удобно: не нужно водить по разным адресам. Как и тренировки. Четыре года назад тренер по дзюдо начал работать с детьми пяти лет.

Прибавка к зарплате

К вопросу о реорганизации. У неё немало плюсов. Родителей не ограничивают в выборе кружков: можно посещать не только те, что проводятся в своём корпусе. Занятия есть и платные, и бесплатные. Цена вполне приемлемая: 65 рублей одно. А для воспитателя это возможность получить дополнительные полторы-две тысячи. Стоит отметить, платные занятия проводят в детсаду и специалисты Дома творчества. У них — свои расчёты.

Ещё пример: заболел воспитатель в каком-либо из корпусов. В другом — свободен подменный. Решение проблемы занимает несколько минут. Удобно? Безусловно.

— А финансы?! Они теперь  в одном кошельке, — уверяет директор. — Если раньше большой корпус получал серьёзные деньги (подушевое финансирование), то маленький, где всего две группы, — совсем небольшие. Соответственно и оснащение отличалось. Теперь ситуация совсем иная.

— Зарабатывание денег для воспитателей тоже немаловажно, — отмечает собеседница. — Когда рассказываю, что это возможно и на селе, все поражаются! (Мы не стали исключением, не смогли скрыть удивления. — Прим. авт.).

— И в чём же секрет? — уточняем.

— Его нет… — пожимает плечами в ответ. — Хочешь — значит, сможешь! 25 процентов к окладной части идёт премия. Плюс, если воспитатель поучаствовал в конкурсе, победил, значит, получает дополнительные баллы. А это — деньги. Ещё, что не менее важно, — счастливые дети (кто же не рад победе?!), довольные родители. Творческих конкурсов и соревнований проводится множество: городские, районные, областные. В районной спартакиаде наш детский сад традиционно участвует.

— Видите, сколько кубков? — Елена Леонидовна обводит взглядом свой кабинет и снова возвращает разговор в прежнее русло. — О возможности заработать… Схема проста. Воспитателю в среднем нужно получить 100 баллов в месяц. Есть те, кому их хватает. Но есть неугомонные, кто и 180 набирает! Переводим в ден­знаки, дополнительные десять тысяч к зарплате.

— И вот эти, увлечённые, побеждали на конкурсе профессионального мастерства «Педагог года»?

— Пока на уровне района, выходили также в десятку лучших по области. Сильных педагогов у нас много! Есть цель — чтобы наш воспитатель отличился и на областном конкурсе. Награда здесь не главное. Что же тогда? Представьте: полный зал. Ведущие объявляют призёров, уточняют, откуда они приехали. Непередаваемое чувство гордости за свою малую родину! Я уроженка Алтайского края. Нижняя Тавда тоже стала родной.

Немного истории

В 1931 году впервые в этом селе детский сад распахнул двери. Тогда он располагался в небольшом деревянном здании на улице Октябрьской. Отопление было печное, для освещения использовались керосиновые лампы. Дошкольное учреждение открывала Мария Григорьевна Гагарина. В штате числились она и повар.

Для сравнения: сейчас в «Колоске» более 600 детей. Работают здесь 40 педагогов (всего сотрудников — 99). В конце прошлого года сад отметил своё 45-летие.

— Детские сады открылись в 1931-м. Но тогда они были под патронатом здравоохранения. Мы ведём отсчёт с того момента, как детский сад «Колосок» переехал в новое здание, — уточнила Елена Нефёдова. — Случилось это в 1970-м.

…Не закрывался сад и в военное время. Среди детворы было много беспризорников. Воспитатели старались заменить ребятам семью. В непростые годы готовили утренники, игровые программы. Чтобы накормить детей, трудились на огороде, управлялись по хозяйству. Держали коров и поросят, выращивали овощи.

Традиция высаживать зелень на огороде жива и по сей день. Вспоминают о ней по весне. Осенью собирают урожай — и передают его в пищеблок. Даже обычный горошек кажется ребятне невероятно вкусным: вырастили-то его сами!

— Летом на нашем участке очень красиво, — отмечает Елена Леонидовна. — Веранды удобные, большие. Зимой тоже используем пространство: убираем снег, строим фигуры. Разумеется, участвуем в конкурсе на оформление участка. Родителей к нашим мероприятиям привлекаем. Всегда откликаются! Семейные праздники — тоже одна из наших традиций. И взрослые, и дети расходятся по домам счастливые. Получается, мы всё правильно делаем…

В 2014 году прошла реорганизация детских садов Нижней Тавды.

В конце прошлого года детский сад «Колосок» отметил своё 45-летие

You must be logged in to post a comment Login